СМОЛИНСКАЯ ПЕЩЕРА: ПОДЗЕМНЫЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ

Популярная среди уральских туристов Смолинская пещера, расположенная в окрестностях города Каменск-Уральский, примечательна не только своей геоморфологией, но и историей. Подземные полости стали убежищем для старообрядцев, бежавших из центральной России от преследования со стороны официальной церкви и государства, основавших первый и единственный на территории Урала подземный храм. Долгие годы ведутся исследования данного историко-культового объекта, однако до сих пор пещера хранит свои тайны.

По оценкам специалистов, Смолинская является второй по величине пещерой в Свердловской области. Общая протяженность подземных ходов составляет один километр, при этом глубина пещеры соотносима с высотой девятиэтажного дома – 28 метров. Пещера образована путем проистечения карстовых процессов в известняковых пластах, по своей архитектуре она представляет собой систему ходов, соединивших несколько крупных гротов. Спелеологами данная пещера отнесена к системе Сухоложско-Каменского карстового района.

Согласно краеведческим записям, в период с 1850 года в пещере обосновались старообрядцы, которые также допускали в пещеру так называемых беглых людей, в том числе объявленных преступниками. Пещера позволяла переждать зимние холода, так как в глубине подземных коридоров стабильно поддерживается плюсовая температура. Монахи минимальным образом обустроили быт внутри пещеры: вырыли ступени, из бревен сложили несколько землянок, а также построили алтарь. Повсеместно в пещере были расставлены восьмиконечные старообрядческие кресты, в углублениях стен стояли иконы и старинные церковные книги. В таком виде обитель просуществовала более пятидесяти лет!

Вход в подземную обитель
Вход в подземную обитель

В исторической памяти местных жителей сохранилось множество легенд и историй о том, как помимо старообрядцев внутри пещеры находили укрытие беглые преступники, пугачевцы и даже ведуньи! Согласно одной из местных легенд, записанной в середине прошлого века студентами-этнографами, в пещере долгое время скрывалась «черная колдунья», на которую была объявлена настоящая охота. В массовом неурожае и болезнях домашнего скота местные жители увидели следы проклятья и порчи. Впрочем, чем закончилась «охота на ведьму» - доподлинно неизвестно.

Современные представители старообрядческой общины установили данный крест в память о событиях былых лет
Современные представители старообрядческой общины установили данный крест в память о событиях былых лет

Другая история хранит память о башкирском «сепаратисте» по имени Сибир, погибшем в пещере. В конце позапрошлого столетия Урал стал очагом межэтнических конфликтов коренных жителей с установившейся централизованной властью. К тому же, помимо борьбы с администрацией, Сибир с подельниками периодически устраивали грабежи и разбои. Так что назвать уроженца аула Осман, распологавшегося на берегу реки Багаряк, неким «борцом за свободу» нельзя, скорее – бандит, использовавший политическую ширму в качестве прикрытия своим бесчинствам. После того, как в 1763 году он стал одним из зачинщиков восстания крестьян в Долматовском Успенскому монастыре, в результате которого на территории обители вспыхнули массовые беспорядки, беглый разбойник поспешил найти укрытие в Смолинской пещере, где ему удавалось скрываться достаточно длительное время – около года. Однако кто-то из местных жителей, скорее всего, за вознаграждение сдал местоположение беглеца властям.

Подземный грот
Подземный грот

По следу Сибира был выслан отряд царских драгунов. У входа в пещеру завязался ожесточенный бой между беглецом и солдатами. В процессе перестрелки Сибир перестарался со снаряжением пороховой части своего мушкета, отчего при выстреле пистолет разорвало на части, чем причинило беглецу тяжелые травмы руки, разумеется, что вести огонь он более не мог и поспешил скрыться от преследователей в коридорах своего подземного укрытия. В итоге, как считают краеведы, наружу Сибир уже не вышел, впрочем, и тело его найдено не было. Спустя несколько десятилетий в одном из гротов были обнаружены человеческие останки. Привязать данную находку к истории о Сибире было бы сложно, если бы в 50-ые годы прошлого столетия местный школьник не обнаружил в каменной россыпи, недалеко от входа в пещеру, разорванный взрывом мушкетом…

Подземные полости пещеры
Подземные полости пещеры

Первые достоверные записи о пещере известны с середины XIX века, а в 1890 году уникальный объект впервые был детально исследован уральским краеведом Василием Григорьевичем Олесовым, составившим подробное описание и карту-схему подземных коммуникаций. По мнению некоторых исследователей, Олесов составлял схему опираясь на данные полученные от живших в пещере старообрядцев и именно поэтому многие топонимы очевидным образом связаны с религиозно-культовыми объектами: «Большая Келья», «Фавор», «Алтарь», «Крест», «Ад», «Рай» и «Небеса». Кстати, именно Олесов отразил в своих записях внутреннее убранство подземной обители, составив описание установленных внутри религиозных атрибутов.

Считается, что данный крест остался со времен старообрядцев
Считается, что данный крест остался со времен старообрядцев

Одной из самых популярных местных легенд, связанных со Смолинской пещерой и периодом времени, когда внутри подземной обители существовал скит, считается рассказ о подземном ходе, который ведет прямиком в подземелья Спасо-Преображенского женского монастыря. Согласно народным поверьям, вход в подземелья располагался на нижнем ярусе пещеры, попасть в который можно лишь по узкому лазу, названному «Дорогой в Ад». В наши дни проверить данную историю невозможно по той причине, что подземный ход завален камнями, некоторые исследователи полагают, что обвал был создан намерено, дабы пресечь бесконтрольные перемещения. Несмотря на все попытки разобрать заваленный ход не удалось до сих пор. Однако, по мнению спелеологов-профессионалов, рассказы о подземном переходе – миф, а единственное, что можно найти на нижнем уровне пещеры, так это очередную карстовую подземную полость.

"Дорога в Ад" - до каменного завала можно пройти несколько метров
"Дорога в Ад" - до каменного завала можно пройти несколько метров

Согласно заметкам местных краеведов старообрядческий скит и пещерный храм просуществовали вплоть до начала двадцатых годов. Записи о том, что в постреволюционный период в пещере проводились некие религиозные обряды, сохранились в периодике тех лет. Однако с наступлением новой эпохи скит окончательно прекратил свое существование. Последнее упоминание о смолинских старообрядцах относится к 1947 году, когда близ входа в пещеру, в небольшой избушке, жил старик-отшельник по имени Ильич. Якобы он был последним из тех, кто совершал молебны в пещере и исповедовал старую веру. После его смерти избушка, как и оставшиеся следы обители, пребывали некоторое время в запустении, но вскоре и вовсе исчезли. Что стало с предметами культа старообрядческой общины, долгое время располагавшейся в пещере – неизвестно.

Еще один зал внутри пещеры
Еще один зал внутри пещеры

Туристический бум 50-ых годов считается началом периода активного посещения пещеры. Именно с этим фактом исследователи связывают наличие серьезных угроз для природно-исторического памятника, к примеру, за это время значительным образом сократилась популяция летучих мышей, а территория внутри и вокруг уникальной достопримечательности захламляется мусором…

ЛЮБУШКИН Андрей // «Таинственный Урал»