УРАЛЬСКИЕ «ПРИЗРАКИ»: КЛАДБИЩЕ РЕЧНЫХ «МОНСТРОВ»

Цикл статей о заброшенных городах и селах Урала.

В начале двадцатых годов прошлого столетия в пермский порт перевели большую часть речного флота страны. Урал и Сибирь нуждались в расширении логистических сетей, вследствие чего Кама была выбрана в качестве одной из главных водных транспортных артерий.

Укрепление камской речной флотилии сделало пермский порт вторым по величине в стране, хотя все же до волжской флотилии Пермь не дотянула.

Пассажирский "Метеор"
Пассажирский "Метеор"

Кама на долгие годы стала важнейшей транспортной артерией, соединившей Северные труднопроходимые районы с развитой логистической сетью центральной части Сибири и Урала. По речным маршрутам ходили грузовые теплоходы, медленно двигались груженые полезным скарбом многотонные баржи, молниеносно рассекали воды реки новейшие пассажирские «Метеоры» и «Ракеты».

Баржа
Баржа
Пермь - единственный город на Урале, где было развито речное судоходство. Еще до 90-х годов в Перми как вид междугороднего транспорта был популярен речной флот. Многие пассажиры пользовались скоростными «Метеорами» и «Ракетами» при передвижении между городами. В некоторые населенные пункты кроме как по воде и вовсе добраться нельзя.

С распадом Советского союза большая часть речной флотилии встала на прикол в доках ремонтной базы речфлота, расположенной в пермском районе под названием Заозерье. В один час использование речной флотилии оказалось нерентабельным. Все корабельные средства были выведены в консервацию, как говорится, до наступления лучших времен, но по факту становится очевидным, что все корабли на этой базе не хранятся, попросту ржавеют на гигантском техногенном кладбище.

В доках на базе хранения находятся: дизель-электроход «Композитор Скрябин», дизель-электроход «Армения», остатки теплохода «Курган», толкач БТП-613, СПК «Метеор-206», СПК «Метеор-163», разнообразные катера.

На данный момент почти двадцатилетний простой выдержали лишь 30 судов. Часть речного флота либо затонула – условия складирования оказались слишком экстремальными, либо была продана на металлолом.

В фильме «Географ глобус пропил» герой Константина Хабенского вместо урока географии ведет школьников на территорию кладбища кораблей, расположенной на берегу Камы и рассказывает о ржавых останках кораблей.

Складывается впечатление, что ни одному из размещенных на "временное хранение" речных тяжеловесов не дождаться того момента, когда вновь об их киль будут разрезаться воды сонной реки Кама...

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»