УРАЛЬСКИЙ ГРАНД-КАНЬОН: ГИГАНТСКИЙ РАЗЛОМ УРАЛЬСКИХ ГОР

01.11.2017

Геологические разломы поражают воображение своей масштабностью – глубина магнитского разлома составляет 170 метров.

Глубина разлома в проекции с человеком
Глубина разлома в проекции с человеком

Уральский Гранд-Каньон» был образован не природой, как бы могло показаться сначала, огромный геологический разлом, посреди уральских гор, появился благодаря человеку. Дело в том, что окрестности Златоуста (Челябинская область) богаты всевозможными полезными ископаемыми: минералами, драгоценными камнями, железом и столь важным в промышленном производстве – магнитным железняком с высоким процентом содержания титана.

Подземная часть разлома скрытая от глаз туристов
Подземная часть разлома скрытая от глаз туристов

Впервые залежи столь ценных руд были открыты в 1802 году, но по настоящему промышленная добыча титана началась лишь в 1930 году. Месторождение было столь богатым, что поначалу добыча руды велась открытым способом, но спустя несколько лет горняки начали постепенно углубляться внутрь горы, так следуя за жилой, была создана сеть подземных коммуникаций.

Сплавы с титаном применяются для изготовления деталей реактивных двигателей самолетов, подводных лодок. Считается одним из самых дорогих и ценных не драгоценных металлов.

Стоит ли говорить, что в годы развитого социализма люди работали на износ. За 12 часовую смену рабочие выдалбливали из твердой породы уральских гор по 10 тонн руды, которую грузили в вагонетки и вытаскивали наружу применяя тягловую силу.

Часть сохранившихся штолен титановых рудников
Часть сохранившихся штолен титановых рудников

Впрочем, лошадям приходилось куда тяжелее чем шахтерам, так как условия труда четвероногих тягачей не отличались гуманностью. Некоторые лошади находились под землей сразу по несколько смен, что в итоге приводило к весьма печальному итогу – потере зрения. Освещение в штольне было свечное или в лучшем случае от карбидных фонарей, но чаще и люди, и лошади трудились в полной темноте.

Цивилизация дошла до уральских титановых рудников лишь после окончания Великой Отечественной войны. В конце сороковых годов рудник электрифицировали и подъём руды стал осуществляться автоматически, штольни озарил свет, что сделало труд горняков более удобным. В процессе добычи руды штольни углублялись всё ниже и ниже, и так вплоть до 83 градусов на глубину более 200 метров!

К середине семидесятых годов ХХ века рентабельность добычи руды резко сократилась. Рудное тело было истощено, так что продолжать подземную добычу не имело смысла. Тогда горняки приняли решение «схлопнуть» штольни с помощью многотонного заряда взрывчатки и в образовавшемся карьере попытаться собрать оставшиеся крохи дорогостоящего материала.

Магнитный железняк с вкраплением титана
Магнитный железняк с вкраплением титана

В 1973 году прогремел взрыв, разломивший гору подобно буханке хлеба – образовалась зияющая рана, обнажившая источенную человеком пустошь. В итоге шахтенная система была уничтожена, при этом мощные горные породы не позволили разворотить окрестности до состояния карьера. Руководители проекта оценив дополнительные вложения махнули рукой на раскуроченные объект и прекратили всевозможные работы. Так прекратил существование титановый рудник, который за недолгие тридцать лет работы поставил стране около 30 миллионов тонн важнейшего сырья.

Схема расположения разломов (населенный пункт - пос. Магнитка близ Златоуста)
Схема расположения разломов (населенный пункт - пос. Магнитка близ Златоуста)

В наши дни магнитские разломы по праву считаются одним из самых интереснейших мест в Челябинской области, что обеспечило здешним местам достаточно высокий трафик посещаемости среди туристов, любящих острые ощущения. Оказавшись неподалеку от поражающих воображение разломов, не стоит терять бдительность и забывать о технике безопасности. Стоит постоянно помнить об опасности сорваться вниз, и пролететь более ста метров в свободном полете. Подходить к краю пропасти опасно: сыпучая порода то и дело грозит обрушиться, утащив за собой любопытного туриста. Ходят слухи о том, что периодически внутрь гигантского разлома проваливаются люди, однако, точной статистики о смертельных ЧП нет.

Изучение подземной части разломов доступно лишь подготовленным к этому альпинистам или диггерам, укомплектованным специализированным снаряжением.

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»