Первый бой пароходов в истории

Русский «Владимир» победил турецкий «Перваз-Бахри»

Середина ХIХ века. Подходит к закату многовековое доминирование парусного флота. Уже грозно о себе заявили новые морские суда – пароходы, не зависящие от ветра. На вооружение основных морских держав Англии, Турции и, конечно же, России стали поступать и активно применяться корабли с новейшими паровыми установками. Рано или поздно встреча новых типов водных «монстров» должна была произойти.

Осенью 1853 года российский пароход-фрегат «Владимир» в составе эскадры вице-адмирала В.А. Корнилова (будущий герой обороны Севастополя) курсировала вдоль западного побережья Черного моря. Обойдя все известные порты и удобные якорные стоянки, не обнаружив противника, Корнилов перешел на «Владимир» и направился в район порта Амастро (анатолийское побережье Турции в 150 милях от Босфора), где должна была находиться эскадра адмирала П.С. Нахимова.

5 ноября 1853 года вахтенные «Владимира» заметили «дым» неизвестного парохода и российский фрегат пошел на сближение. Неизвестное судно пыталось уйти от погони, но поняв, что боевого столкновения не избежать повернуло на «Владимира» и подняло турецко-египетский флаг. На два выстрела русских турецкий пароход ответил бортовым залпом. Начался первый в истории бой паровых кораблей.

«Турок», а им оказался 10-ти пушечный «Перваз-Бахри», не имел кормовых орудий, уступал в скорости и командир «Владимира» капитан-лейтенант Бутаков Григорий Иванович выбрал правильную тактику боя, поддержанную вице-адмиралом Корниловым. Русский пароход маневрировал так, чтобы расстреливать противника с кормы, что в условиях боя, требовало большой выучки и сноровки всего экипажа. Турецким кораблем командовал мамлюк-черкес (военное сословие, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского происхождения) который оказался достойным противником. Спустя три часа после первого выстрела, оставшиеся в живых моряки «Перваз-Бахри» спустили флаг.

Абордажная команда, посланная на турецкое судно, явилась свидетелем страшных разрушений. Все переборки были разрушены, паровая и дымовая трубы представляли собой решето, не было ни одной целой снасти и т.д. В плен сдалось 9 офицеров и 84 матроса из 150 членов экипажа, остальные погибли. Капитан-мамлюк погиб на боевом посту от разрыва ядра. «Перваз-Бахри» так серьезно пострадал, что его с большими трудностями удалось взять на буксир.

7 ноября 1853 года «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого над приспущенным турецким флагом развевался русский флаг.

Отличное знание морского дела, материально-технической части судна капитаном и отличная выучка экипажа русских моряков позволили одержать славную победу. «Владимир» получил две пробоины. От картечи погибли 2 матроса. Еще двое получили ранение. За этот бой Бутаков Григорий Иванович был представлен к награждению орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 2-го ранга. Не дожидаясь прибытия награды из столицы, Нахимов вручил герою свой, полученный за Наваринское сражение.

Григорий Иванович Бутаков
Григорий Иванович Бутаков

Первый официальный бой паровых кораблей продемонстрировал преимущества перед парусными судами. Слышавшие звуки боя турецкая и две русских эскадры (Корнилова и Нахимова) не смогли принять участие в бою из-за отсутствия ветра.

Недолгую, но славную жизнь прожил русский пароход. К началу обороны Севастополя (осень 1854) Бутаков, командуя «Владимиром», искусственно создал крен до 7 градусов, что позволило значительно увеличить дальность стрельбы пушек при обстреле неприятеля.

Оборона Севастополя, Крымская война
Оборона Севастополя, Крымская война

9 октября 1854 года, впервые в истории российской морской артиллерии пушки «Владимира» успешно вели огонь по невидимым целям. После проведения доработок и усовершенствований артиллерийских станков и прицелов, в совокупности с большой подвижностью, пароход-герой превратился в грозную боевую единицу, не раз выручавший своим огнем защитников города - крепости Севастополя.

31 августа 1855 года «Владимир», вместе с другими уцелевшими кораблями, был затоплен в Севастопольской бухте.

Уважаемые читатели! Если наш рассказ вам понравился – ставьте лайк и не забывайте подписываться на наш канал "Такая История". Мы продолжим удивлять вас малоизвестными, рассекреченными и очень интересными материалами из мировой и российской истории!