Смекалка и находчивость советских курсантов

09.04.2018

Отбить танковую атаку штык-ножом и тремя литрами воды наполнить 250-литровую бочку

Многие из нас хотя бы один раз в жизни смотрели фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Фразы из фильма разошлись в народе и стали «крылатыми». Одна фраза, и ты себе явно представляешь, о чем будет рассказ. Итак, знаменитая фраза командира кавалерийского эскадрона Рахимова, адресованная главному герою: «Сухов, помоги! Ведь ты один целого взвода стоишь! А то и роты!».

Находчивые военнослужащие, такие как боец Сухов, никогда не переводились в вооруженных силах СССР и России. Наиболее «продвинутыми» - в меру бесшабашными, энергичными и находчивыми – были курсанты военных училищ.

Такая история произошла в начале 80-х годов. Военное училище. Группа курсантов под руководством старшего офицера кафедры общевойсковой тактики пешим порядком следует к месту проведения занятий в полевых условиях. Чтобы эффективно использовать учебное время, курсанты, по командам офицера, отрабатывают мероприятия в замках занятий по ЗОМП (защита от оружия массового поражения). По всем наставлениям, при обнаружении вспышки ядерного взрыва, подается команда с обозначением места взрыва. Например «Вспышка слева». По этой команде военнослужащие должны принять горизонтальное положение, прижать внутренней поверхностью голени к земле (пятки вместе) в направлении к эпицентру ядерного взрыва. Курсанты успешно выполняют действия по команде преподавателя. Правильно падают, прижимают голени к земле. И вдруг следует команда: «Вспышка в воздухе». Логически понимая, что в реальной ситуации от воздушного ядерного взрыва ничего не спасет, все просто принимают горизонтальное положение и «отдыхают». Не сдается только курсант Валерий Кириченков (фамилия чуть изменена). Сбросив все снаряжение и автомат, Кириченков ставит «угольником» руки на землю и встает на голову, вытягивая ноги в сапогах «к центру взрыва», как предписано наставлениями. Оценка «отлично» идет в зачетку находчивого курсанта.

Занятие по тактике в «поле». Отрыты траншеи, оборудован взводный опорный пункт. Тема занятия: «Мотострелковый взвод в обороне». Идет отработка вопросов взаимодействия видов и родов войск. Командиром взвода назначается курсант Кириченков. Преподаватель доводит боевую обстановку – вероятный «звездно-полосатый» противник наступает силами танкового батальона. Расстояние до противника 2 километра. Итак, взвод атакует бронированная армада в количестве 54 танков. Невероятно??? Но курсант Кириченков смело принимает командование и последовательно, используя проводную телефонную и радийную связь, вызывает на помощь штурмовую и армейскую авиацию, дивизионную и полковую артиллерию и т.д. Всей приданной мощью «уничтожает» с десяток танков. Еще с десяток уничтожается огневыми средствами взвода и личным мужеством бойцов-«панфиловцев». Офицер-преподаватель усложняет задачу и «оставляет в живых» одного Кириченкова, но у его еще заканчиваются гранаты, патроны. А танки все наступают и наступают. Предыдущие курсанты в роли командиры взводов при такой искусственно созданной руководителем занятий боевой обстановке не могли принять решения и получали оценку не выше чем «хорошо». Но Кириченков четко докладывает на ходу переработанное им положения статьи 213 Устава гарнизонной и караульной службы: «Отражаю атаку противника, смело действую штыком и прикладом». (В оригинале ст.213 УГи КС «При необходимости вступить в рукопашную схватку для защиты себя или охраняемого объекта часовой должен смело действовать штыком-ножом (штыком) и прикладом»). Оценка «отлично» была заслуженной наградой за находчивость.

Забайкальский военный округ. Группа курсантов пассажирским поездом возвращается со стажировки в войсках. Кириченков и ваш покорный слуга, «вываливаются» на перрон железнодорожного вокзала в полувоенной форме одежды. Военный комендантский патруль «принимает» нас и сопровождает до выяснения обстоятельств на гарнизонную гауптвахту. Поезд со стажерами двинулся дальше, в сторону училища.

Начальник гауптвахты в звании старшего лейтенанта был суровым, но справедливым офицером. По прибытию на гауптвахту прошел дождь, и офицер, пообещал «сидельцам» что отпустит любого, кто наполнит 250 литровую бочку водой, собранной с внутреннего плаца гауптвахты. Бочку на плац тут же выкатили караульные. Все «штрафники» от этой затеи отказались. На плацу с трудом можно было «собрать» 3-5 литров воды. Валерка громко заявил, что берется за дело, при условии, что меня выпустят вместе с ним. Посмеявшись, офицер согласился на уговор. И тут на виду у всех зрителей, курсант Кириченков переворачивает 250-литровую бочку вверх дном и имеющимся носовым платком начинает собирать с плаца воду. Естественно я стал помогать ему и минут за пять «бочка» была наполнена. Ну не совсем бочка, а объем от дна до верхнего края металлического обода.

Начальник гауптвахты сдержал слово и даже помог догнать «наш» поезд, отправив нас без документов на самолете до ближайшего от училища аэропорта. Таким образом, мы не «вылетели» из ВУЗа и успешно его окончили с присвоением первого воинского звания – лейтенант.

А впереди была полная приключений офицерская служба…

Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал «Такая история» - впереди много интересных, малоизвестных и рассекреченных фактов!