Неслыханная дерзость советского композитора

Алексей Рыбников – очень успешный композитор. Его творческое наследие велико, многообразно и любимо практически всеми. Просто не все знают, что звучащая мелодия принадлежит Рыбникову. Но, возможно, он и стал успешным благодаря своей неслыханной дерзости, которую позволил себе в эпоху жесткой советской цезур
Алексей Рыбников
Алексей Рыбников

Впрочем, все по порядку

Музыка из фильмов – только одна сторона многогранного творчества  композитора. Стоит вспомнить проникновенные мелодии из «Барона Мюнхаузена», щемящие и глубоко лиричные мотивы из фильма «Вам и не снилось», песню из которого перепевает не одно поколение исполнителей. А «Про Красную шапочку» с неумирающими хитами? А еще есть «Через тернии к звездам», «Буратино», «Сказка про звездного мальчика» и сотни других фильмов и мультфильмов, чьи мелодии на слуху и по чьим мотивам создаются саундтреки.

Композитор начал свою творческую деятельность в далеких 60-х годах прошлого столетия. Уже будучи студентом Московской консерватории, он подавал большие надежды и сполна оправдал их.

Но самым популярным его детищем стали рок-оперы, которые произвели фурор не только у нас в стране, но и за рубежом. Впрочем, тогда они назывались музыкальными спектаклями и предназначались исключительно для театральных постановок. Советская цезура 11 раз запрещала «Звезду и Смерть Хоакина Мурьерты», но после выхода спектакль ждал ошеломляющий успех. Пластинки с музыкой расходились миллионными тиражами, а по спектаклю был снят полнометражный художественный фильм – яркий, трагичный и безумно красивый.

Скандал

В 80 году культурную жизнь СССР ждал очередной шедевр – спектакль «Юнона и Авось», успеху которому предшествовал громкий скандал. Чиновники видели в рок-опере чуждые советскому человеку сюжеты и мотивы, называли ее антисоветской, приправленной религиозной темой. Рок-музыка вкупе с православными песнопениями взорвала умы чиновников из министерства культуры, и в 1981 году на спектакль был наложен запрет.

Вот тут-то Алексей Рыбников сделал такое, на что никто бы не решился в том далеком 1982 году. Он подал в суд на министерство культуры, сочтя запрет спектакля необоснованным и незаконным. Кто знает историю СССР, тот понимает, насколько это был смелый и рискованный шаг. Даже страшно подумать, сколько бы прекрасной музыки мы не узнали, проиграй Рыбников тот судебный процесс.

Но свершилось второе чудо – суд был выигран. То ли адвокаты были сильные, то ли чиновники и правда перестарались с цезурой, но факт остается фактом – запрет был снят, спектакль вернулся в театр Ленкома, и труппа поехала покорять европейскую публику.

Наверное, ни один спектакль, ни один мюзикл, ни одна опера не имели такого фантастического, просто нереального успеха. И по сей день «Юнона» не сходит со сцены, каждый раз собирая полные залы.

«Юнона и Авось» и сейчас в репертуаре театра Ленкома. Сменились актеры и декорации, но неизменным остается глубокий сюжет, историческая основа и безумно красивая мелодия романса «Ты меня на рассвете разбудишь».

Спасибо что дочитали статью - это очень важно для нас!

Оценивайте статью и делитесь с друзьями!