Гениальность или дефект зрения?

22.06.2018

Болезнь и расстройства могут изменить визуальное восприятие художника. Кажется – истина, да? Но непреложно ли это?

Да и вообще, далеко не все с этим согласны. Ученые и врачи ни один год спорят о конкретных художниках с нарушениями зрения.  Кто-то утверждает, что лидеры импрессионистского движения были близоруки, например, и что размытое зрение может объяснить их размашистый, стремительный стиль.
Но вот что важно:
Это очень плохо, потому, что рассказы о таких расстройствах и их влиянии на произведения искусства чаще всего спекулятивные и мешают многим людям наслаждаться работами опороченных художников.

Во-первых, чаще всего на этих позиция стоят любители салонной живописи, которым не нравится любой отход от копирования природы.

Во-вторых – во многих случаях отсутствуют клинические записи поддержки диагноза.

А главное то, что художники, конечно же, могут свободно представлять мир в любой форме. В любой! Запомните это.

Итак, особый стиль - результат безнадежного видения, или, скорее, сознательный художественный выбор, сделанный художником? Вот три художника, которых, как утверждают, страдают нарушения зрения. Немного подумайте, анализируйте и сделайте вывод – на какой вы позиции:
У этих гениев плохое зрение?
Или это сознательный выбор, стилизация (никто не отменял этого понятия)?

Эль Греко

Портрет инквизитора

Доказательства предполагают, что удлиненные формы Эль Греко были сознательным художественным выбором, а не результатом расстройства глаз.

Архитектор, художник и скульптор испанского Возрождения, Эль Греко (1541-1614) вертикально удлиняет некоторые фигуры в своих картинах. В 1913 году офтальмолог Герман Беритенс утверждал, что это удлинение связано с астигматизмом.

Доказательства предполагают, что удлиненные формы Эль Греко были сознательным художественным выбором, а не результатом расстройства глаз. 
Астигматизм обычно возникает, когда роговица - передняя поверхность глаза и главный светофокусирующий элемент - не является сферической, а скорее похожей на арбуз.

Это означает, что свет изгибается в разных количествах, в зависимости от направления, в котором он проходит через глаз. Некоторые линии и контуры изображения будут менее четкие.
У кого-нибудь есть астигматизм? Вы действительно видите мир удлиненным вверх? Или просто размытым, на что обычно сетуют?

Кроме того, другие данные свидетельствуют о том, что использование Эль Греко вертикального удлинения было преднамеренным художественным выбором.

Клод Моне

Клоду Моне был поставлен диагноз катаракты в 1912 году, и рекомендована операция. Он отказался. В течение последующего десятилетия его способность видеть детали уменьшилась, что зафиксировано в медицинских отчетах.

Эта версия Моне «Пруд с водяными лилиями» была написана в 1899 году, за десять лет до его диагноза катаракты. 

Но со временем его цветовое зрение пострадало. В 1914 году он написал, что красные оттенки стали скучными и грязными.

И тем не менее эта картина – красота!

Визуальное воздействие его катаракты продемонстрировано в двух картинах той же сцены: японский пешеходный мост через лиловый пруд. Первый, написанный за десять лет до его диагноза катаракты, наполнен деталями и тонким использованием цвета.

Напротив, второй - нарисованный за год до того, как он в конечном счете решился на операцию, - показывает, что цвета темные, с почти полным отсутствием синего и без прописанных деталей.

Есть хорошие свидетельства того, что такие изменения не были сознательным художественным выбором.

В письме 1922 года к Марку Элдеру Моне признался, что нарушение зрения заставляло его портить картину и слепота вынуждает отказаться от работы, несмотря на хорошее здоровье.

Моне опасался, что хирургическое вмешательство изменило бы его восприятие цвета, и, действительно, после операции он жаловался на то, что мир стал слишком желтым или иногда слишком синим. Прошло два года, прежде чем он почувствовал, что его цветовое зрение вернулось в норму.

Экспериментальная работа подтвердила, что восприятие цвета заметно изменяется в течение нескольких месяцев после операции по удалению катаракты, так как глаз и мозг адаптируются к увеличенному синему свету, ранее заблокированному катарактой.

Клифтон Пью

Цветоанномал

В дополнение к заболеваниям глаз, цветное зрение может быть изменено наследуемыми недостатками. Около 8% мужчин и 0,5% женщин рождаются с аномальным цветным зрением. Как вы поняли, редкая аномалия.

В одной из самых распространенных и суровых форм люди видят цвета исключительно с точки зрения различных уровней синего и желтого. Они не могут различать цвета, которые различаются только по оттенкам, и, таким образом, им трудно отличить спелые от незрелых фруктов, например.

Утверждается, что ни один крупный художник не имеет аномального цветового зрения.

Но последующие исследования противоречат этому.

Австралийский художник Клифтон Пью легко может претендовать на звание «крутого художника»: он был трехкратным лауреатом Премии Арчибальда за портреты, очень представлен в национальных галереях и получил бронзовую медаль за живопись на Олимпиаде (когда такие вещи еще были возможны).

Его цветоанномал хорошо документирован. Это наследственное, исследователи смогли проверить цветное видение членов его семьи, и, как предполагалось, что у Пью почти наверняка был серьезный красно-зеленый дефицит цвета. Но анализ цветов в картинах Пью не выявил никаких аномалий, подтверждающих недостаток цветового зрения. Это демонстрирует, что невозможно надежно диагностировать дефицит цветового зрения, основываясь на работе художника.

Я покажу десяток его работ.

Это наглядная демонстрация того, что тяжелый недостаток цветового зрения не исключает успеха.

Таки да, это недостаток, но есть стратегии, которые художники могут использовать для его преодоления.

Итак, три художника.

Эль Греко по внимательному изучению просто выбрал такой стиль: удлиненные, как-бы бестелесные фигуры, одна сила духа. И никакого влияния астигматизма.

Клоду Моне – противоположный вариант. Ухудшающееся зрение оказало влияние на работу.

И Пью. С самым серьезным дефектом, который никак не повлиял на талант.

«Камиль Писсарро Бульвар Монмартр ночью» Камиль Писсаро.

Жемчужина живописи. Все ее любят. На заглавной картинке – фрагмент.
Итак, что это, дефект зрения или сознательный выбор?

обсудить можно здесь:

https://tanjand.livejournal.com/2471553.html