Источник вечной молодости

автор: peremyshlin

Источник или фонтан молодости - мифическое место, дающее здоровье и молодость каждому, кто попробует его воду или же искупается в нём. Легенда о нём получила распространение после упоминания в "Истории Александра Великого" - средневекового приключенческого романа, которому приписывают истоки аж 2-1 в. до н.э. (разумеется, оригинальный текст не сохранился, а далее он правился множество раз). Там был эпизод, в котором Александр где-то в "индийских" землях, где вечный мрак, находит омолаживающий родник.

И уже в 16 веке Хуан Понсе де Леон якобы нашел такой источник в Новом Свете, но это тоже выдумки.

Образ этого источника был знаменит в Европе в виде естественного грота или же искусно выполненной купальни. Самое знаменитое изображение Источника - на картине середины 16 века Лукаса Кранаха:

Лукас Кранах Старший. Источник молодости. 1546
Лукас Кранах Старший. Источник молодости. 1546

На которой мы видим, как старые и немощные люди входят в купальню, а выходят из неё уже молодыми, и кто-то тут же бежит в ближайшие кусты "тряхнуть стариной".

Говорят, этой истории тысячи лет, но, во-первых, уж слишком она католическая, а во-вторых, уж очень это всё кое на что напоминает.

Откроем сборник А. Терещенко "Быть русского народа. Часть 7" (1848):

Почти во всей России накануне Богоявления после освящения воды пишут мелом кресты: на дверях, внутри дома, по скотным хлевам и всем хозяйственным заведениям. Весь день, до вечерней зари, ничего не едят и не пьют. В день Богоявления тоже постятся, до освящения Богоявленской воды. В больших городах строят при реках крещальню, называемую Иорданом, в воспоминание Крещения Спасителя в реке Иордан. В столице тот же обряд и, сверх того, воздвигают богатый балдахин над прорубью в реке Неве, против Зимнего Дворца. По окончании обедни во дворце духовенство выходит на реку для освящения воды... Тысячи людей стоят по обеим сторонам реки; даже улицы набиты ими. Глубочайшая тишина господствует повсюду: одно духовное пение только нарушает благоговейное молчание. Но коль скоро погрузится крест в воду, мгновенно раздаются громовые перекаты пушек Петропавловской крепости. С шумом и радостным волнением бросается народ черпать Иорданскую воду, и все возвращаются домой с восторженным чувством небесной радости.
Древнее обыкновение бросаться в прорубь давно здесь неизвестно и тут живет оно в одном воспоминании. Если верить сказанию иностранца Маржерета (нач. XVII в.), то Царь и вельможи погружались в нее. «Я сам видел, — говорит он, — как Царь окунался в воду» . До него еще императорский посол барон Герберштейн, бывший в Москве в нач. XVI в., говорит, что в Иорданской проруби купались не одни здоровые, но отчаянно больные, не имевшие никакой надежды на выздоровление. Это самое повторяли все иностранцы, описывавшие нравы России, до конца XVIII века: Еще поныне во многих местах России существует это обыкновение. Я был однажды сам свидетелем в Малороссии, что по освящении воды казак, сбросив с себя верхнее платье, погрузился спокойно в воду. Но больных уже не купают; дают им только пить Богоявленскую воду, которая излечивает от многих недугов. Домашний скот во время его падежа или других болезней, окропляют этой водою или дают пить понемногу. Иные хранят воду дотоле, пока она не испортится.
Погружение больных в воду произошло от верования, что дух свыше исцелит их. В Крещенский сочельник многие не едят до появления вечерней звезды, и это строго соблюдается между простолюдинами. Некоторые верят, что накануне Богоявления волнуется в самую полночь вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос. Многие ходят черпать тогда эту воду и уверяют, что видели, как колыхалась она; но те, которые не могли видеть этого явления, оправдываются тем, что они не дождались полночи или проспали ее. Почерпнувшие эту воду ее до следующего года, думая, что она, по особой силе, помогает от многих недугов и сама по себе портится: та же свежая, чистая и здоровая.

Это та самая "Святая вода", что известна нам и ныне, и Крещенские купания, которые, видимо, для европейцев были чем-то диким, подобно русским баням, ставшие у некоторых католиков прообразом "адских страданий".

Как видим у Терещенко, в 19 веке в столице этот обычай уже стирался, но есть и множество других сведений. Например:

Крещенские морозы слывут самыми жестокими... Но, несмотря на стужу, с древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби-иордани. Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, — чтобы очиститься от греховной скверны в освященной воде; купаются и просто — «для здоровья» (Коринфский А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. 1901)

То есть забвение древнего зимнего обычая было только в Санкт-Петербурге, где власть и "просвещение" общества шло от европейской царской семьи. Учитывая, что Водокрещи были завершением сакральных святочных обрядов, понятно, что забыть их народ просто не мог, даже если стёрлись из памяти смыслы сего действа.

Болгарская традиция мужского хоро-танца в ледяной воде на Богоявление
Болгарская традиция мужского хоро-танца в ледяной воде на Богоявление

Любопытно, что традиция освящать воду осталась только в православных странах, а также Финляндии, Румынии и Ливане. В западной Европе её не наблюдается.

В некоторых славянских странах Водокрещи так и называются Иорданов день или просто Водицы.

Конечно, Иордан - это, по Библии, река, в которой крестили Иисуса. Однако этимология слова выявляет очень интересные параллели:

Дон - это водоём, источник воды (тот же корень, что и у слов "Доить" и "Давать")
Иор - это русское "Яр", которое в данном случае относит нас к Весне. Так, толковый словарь Даля определяет слово "Ярый" следующим образом:

огненный, пылкий; сердитый, злой, лютый; горячий, запальчивый; крепкий, сильный, жестокий, резкий; скорый, бойкий, неудержный, быстрый; крайне ретивый, рьяный; расплавленный и плавкий; весьма горючий; белый, блестящий, яркий; горячий, похотливый. Ярка, ярочка, ярыш м. - молодая овца, еще яловая, неперегодовалая

Словацкое jarý - "свежий"; Латинское ver - "весна". А Снегирёв в "Русских простонародных праздниках" (1838) приводил такие данные:

Если сопоставить все эти данные, то видно, что Весна здесь понимается не столько как время года (но и это тоже), сколько как эпитет молодости, силы, здоровья.

И тогда "Иордан" - это и есть "Источник молодости" буквально!

Опять же, очень широкое распространение "Иордан" получил именно в славянских заговорах и народных песнях, чего не было ни в библейской, ни в западной культуре. И конечно, он не имеет привязки к географически определенной реке Иордан, которую ученые решили поместить поближе к землям Израильским... Фонтан вечной молодости всегда был рядом с нашим народом и воспроизводился в виде ритуала каждую зиму в масштабе народа и каждую неделю во время банного дня (ныряли в холодную воду).