Для тех, кто верит в "Ангару" и недолюбливает SpaceX

Первый испытательный пуск ракеты-носителя "Ангара-1.2ПП" © Министерство обороны Российской Федерации
Первый испытательный пуск ракеты-носителя "Ангара-1.2ПП" © Министерство обороны Российской Федерации

К российской тяжелой ракете "Ангара" вернулся живой интерес, когда было объявлено, что именно этот носитель задействуют для выведения спутников российской многофункциональной системы "Сфера". Кроме того, по-прежнему ожидается, что ракета заменит "Протон-М" на коммерческом рынке пусковых услуг. Также сохраняются планы, что "Ангара" будет отправлять на орбиту с космодрома Восточный новые космические корабли "Федерация" с экипажем на борту и аппараты в дальний космос.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Серийное производство "Ангары" начнется в Омске с 2023 года
Рогозин подтвердил, что первые спутники по проекту "Сфера" запустят в срок

Разработчик носителя — Центр имени Хруничева — сообщил, что сейчас ведется подготовка к следующему запуску тяжелой "Ангары-А5", первый старт которой был выполнен с Плесецка с грузомакетом полезной нагрузки в интересах Минобороны РФ. Военному ведомству ракета нужна для гарантированного доступа на геостационарую орбиту с территории РФ.

ТАСС собрал основные данные по этой ракете, а также опросил экспертов, которые разошлись во мнениях насчет необходимости развивать программу "Ангары" и востребованности этой ракеты на рынке пусковых услуг.

Сфера "Ангары"

Ранее президент РФ Владимир Путин сообщил о российском проекте "Сфера", в рамках которого планируется вывести на орбиту 640 космических аппаратов для организации подвижной связи и оптического наблюдения в масштабе реального времени в любой точке Земли. Для создания системы "Сфера" будет внедряться технология массового производства малых спутников. Спутники системы должны получить передовые разработки в области цифровых технологий, включая суперкомпьютерные многопроцессорные системы и самообучающиеся нейросети.

Развертывание группировки спутников "Сфера" начнется в 2022 году. Как уточнял глава государства, всего программа будет реализована в три этапа — к 2022 году, к 2024 и 2028 году. Планируется, что спутники будут выводиться в ходе кластерных запусков ракетой "Ангара-А5" (первая ступень ракеты состоит из пяти универсальных блоков). Всего, по данным главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, потребуется 25 запусков "Ангары", что позволит загрузить завод по выпуску этих носителей в Омске и решить финансовые проблемы Центра им. Хруничева.

Сборка ракет-носителей "Ангара" в цехе Государственного космического научно-производственного Центра имени М.В. Хруничева © Владимир Астапкович/ТАСС
Сборка ракет-носителей "Ангара" в цехе Государственного космического научно-производственного Центра имени М.В. Хруничева © Владимир Астапкович/ТАСС

При этом бизнес, связанный со стартами "ветерана" пусков — тяжелой ракеты-носителя "Протон-М", — будет свернут, так как с 2025 года она летать с Байконура уже не сможет ввиду ограничений из-за используемого на "Протоне" крайне ядовитого топлива гептил.

Также "Ангару" в перспективе будет использовать военное ведомство РФ, являющееся одним из двух госзаказчиков работ по "Ангаре" наряду с Роскосмосом. Легкая и тяжелая версия ракет "Ангара" должны выводить в космос спутники двойного и военного назначения на низкую (до 2 тыс. км) и геостационарую орбиты (спутники находятся на высоте 36 тыс. км над конкретной точкой Земли, так как их движение синхронизировано со скоростью вращения планеты). По некоторым данным, в планах военного ведомства закупить около десяти тяжелых ракет "Ангара".

Особенности ракеты

"Ангара" — семейство носителей модульного типа различной грузоподъемности, способных в тяжелой версии выводить до 38 тонн полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. В качестве топлива на ракетах используются экологически чистые кислород и керосин. Летно-конструкторские испытания "Ангары" начались в 2014 году — тогда военные осуществили два успешных пуска с Плесецка легкой "Ангары-1.2ПП" и тяжелой "Ангары-А5".

Основой для создания ракет служат универсальные ракетные модули: УРМ-1 — для нижних ступеней и УРМ-2 — для верхних. Варианты "Ангары" создаются при помощи разного количества этих модулей. Грузоподъемность ракеты определяет число модулей на ее первой ступени: в составе ракет-носителей легкого класса используется один УРМ-1, в составе "Ангары-А5" и ее модификаций — пять штук. Пока осталась невостребованной средняя версия "Ангары" с тремя УРМ1 на первой ступени —"Ангара-А3". Летные испытания этого варианта не велись и пока не планируются.

При этом все версии "Ангары" за счет унификации и ряда технических решений могут запускаться с одной универсальной пусковой установки. Сейчас такой стартовый стол создан на северном космодроме Плесецк. С августа начнется строительство нового старта под "Ангару" на Восточном.

Как отмечают разработчики из Центра им. Хруничева, "Ангара" должна запускать космические аппараты в рамках федеральных и коммерческих программ на околоземные орбиты в широком диапазоне высот и наклонений, включая геопереходные и геостационарные орбиты, отлетные траектории. В Центре считают целесообразным применение "Ангары", особенно ее тяжелых модификаций, для запусков спутников "Сфера", "так как это позволяет за короткий промежуток времени вывести на орбиту большое количество космических аппаратов".

Спрос будет

Академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков считает, что в сравнении с устаревшим "Протоном" один из главных плюсов "Ангары" — применение экологически чистого топлива.

"Также в этой ракете используются современные наработки в двигателестроении и системе управления — все-таки "Протон" был создан в 60-е годы прошлого века и во многом устарел. То, что применено в "Ангаре", — это действительно следующий шаг"
Александр Железняков, академик Российской академии космонавтики им. Циолковского

По словам Железнякова, рано или поздно "Протон" будет списан в историю, поэтому нужно ориентироваться на "Ангару" и на ее коммерческое использование.

"Спрос на "Ангару" будет, когда она научиться нормально летать, — считает эксперт. — Тогда и будут заказы на выведение тех же телекоммуникационных спутников, на выведение космических аппаратов к другим планетам, то есть весь тот спектр, который когда-то закрывал "Протон".

Макет ракеты-носителя "Ангара" на космодроме Плесецк, 2017 год © Михаил Джапаридзе/ТАСС
Макет ракеты-носителя "Ангара" на космодроме Плесецк, 2017 год © Михаил Джапаридзе/ТАСС

Железняков считает, что "Ангара" безусловно, будет дороже ракет компании SpaceX, если только при серийном производстве существенно не снизить ее себестоимость. "Но и на ракеты такого класса, как "Ангара", без многоразовых ступеней, все равно есть спрос, возьмите тот же "Ариан". Сейчас есть "Ариан-5" потом будет "Ариан-6" — в ближайшие десять лет ракеты без многоразовых первых ступеней будут тоже использоваться на коммерческом рынке. Ну а за десять лет и для "Ангары" можно многоразовую ступень разработать", — сказал специалист.

Он добавил, что, по его мнению, ракета будет востребована и с Восточного, и из Плесецка, где уже построены стартовые столы.

Нужна другая ракета для рынка

В свою очередь главный аналитик Некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Андрей Ионин считает, что "тема "Ангары" отыграна", и "она решает ту задачу, которую должна решать, — обеспечение выведения с российской территории с космодрома Плесецк полезных нагрузок на геостационарую орбиту в интересах национальной безопасности".

"Все, что дальше связано с затратами на строительство новых стартовых комплексов "Ангары" на космодроме Восточный… Я не вижу для этого особых оснований, я считаю, что ракеты типа "Ангары" во всем мире свою роль сыграли. Сейчас нужны другие ракеты"
Андрей Ионин, главный аналитик Некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС"

По его словам, на коммерческом рынке запусков на геостационарую орбиту больших телекоммуникационных аппаратов массой две-три тонны должен по-прежнему эксплуатироваться "Протон", который имеет достаточно низкую цену и отработанную годами надежность. Что касается рынка запусков на низкую орбиту, до 2000 км, где активно развивается так называемый космический интернет — системы с большим числом относительно дешевых спутников связи и навигации, например, One Web, — то "Ангара", отмечает Ионин, "на этом рынке не играет, здесь главным фактором будет не надежность, а цена".

СПЕЦПРОЕКТ
Просто космос
От Гагарина до "ЭкзоМарса"

Он пояснил, что системы космического интернета малочувствительны для потери аппаратов из-за их большого числа спутников и их низкой стоимости. "Илон Маск решает эту задачу с помощью многоразовой ракеты, жертвуя надежностью, которая снижается с каждым следующим запуском уже использовавшийся первой ступени. Но зато он экономит на цене, — отметил эксперт. — Именно для этого он делает многоразовую ракету, чтобы запускать дешевые серийные спутники, которые делаются по нескольку раз в день".

По словам Ионина, это новый богатый инвестициями развивающийся рынок, на который с существующими в России ракетами, включая "Ангару", попасть нельзя. Эксперт отметил, что "нужно оставить "Протон" на Байконуре, "Ангару" в  Плесецке и делать ракету для новых условий, для нового рынка". "Мне бы хотелось, чтобы ее делал Роскосмос", — подытожил эксперт.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные новости