Tatyana Kitsya
301 subscriber

Эффект близнецов - пересматриваем Иронию судьбы и Служебный роман

124 full reads
224 story viewsUnique page visitors
124 read the story to the endThat's 55% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Эффект близнецов - пересматриваем Иронию судьбы и Служебный роман

Давненько мы не ставили мыслительных экспериментов. Давайте рассмотрим кейс разлученных близнецов, сыновей Машеньки Лукашиной. Оставленная негодяем в деликатном положении Машенька скоро стала матерью мальчика и мальчика. Одного мальчика - Толика она отдала в хорошую, любящую, но увы бездетную семью Новосельцевых, а Женю воспитала сама.

Мальчики выросли очень разными и сейчас пришла пора выяснить - где у них движок истории (это не про сексшоп!), провоцирует ли он внутренний конфликт. Итак, Толик рос хорошим мальчиком, папа научил его всегда помогать маме и вообще всем женщинам, а мама - что в семье главное - дети. Поэтому он рано женился и сразу завел двоих детей. Но его жене не нравилось мыть горшки, чистить картоху и считать копейки, поэтому она сбежала с проезжим доцентом.

Новосельцев продолжал сам воспитывать мальчиков и хотел снова жениться. Например, на Оле Рыжовой, потому что привык женился на всех, с кем у него был секс, пусть даже и дружеский, считай рукопожатие. И обязательно женился бы как только Олин муж умрет. Но муж как на грех выздоровел, ведь язву ему прооперировал сам академик Покровский. Однако Оля с Новосельцевым продолжали помогать друг другу, поэтому больше женится Новосельцеву было не на ком.

Новосельцев и его домашний питомец
Новосельцев и его домашний питомец
Новосельцев и его домашний питомец

Тут-то и подкрался проклятый движок - провоцирующий инцидент, который как стрелка переводит историю на сюжетные рельсы. Освободилась вакансия начальника отдела! Зарплата больше, уважения больше, брачные перспективы - шире. Новосельцев осознал, что ему необязательно ждать, чтобы жениться на Оле, есть и другие женщины которым очень нужна его помощь, в виде стихов, утирания слез, выведения винных пятен и секса. Он как мы помним, был человеком порядочным и с готовностью женился на всех, с кем переспал. Даже когда Мымра описывает ему воображаемое свидание - он отвечает фантазией в которой к нему вернулась, пусть и временно, жена. Для Новосельцева секс и брак - слова-синонимы. То есть никакого внутреннего конфликта здесь движок не запустил - он хотел жениться и успешно женился.

А вот с его брательником что-то пошло не так.

Когда ошибся дверью!
Когда ошибся дверью!
Когда ошибся дверью!

Итак, мама воспитывала Женечку на рассказах о том, как его папка героически погиб перед самой свадьбой - чтобы у него был положительный пример. Не может же интеллигентная женщина рассказывать ребенку как негодяй сдрыснул из-под венца? Не может. От этих рассказов у Женечки случился опасный импринт - брак для него равен смерти. Если на горизонте замаячил брак - переобувайся в кеды и беги со всех ног как можно быстрее и дальше или умрешь!

Женя так и делал - не женился на Ире, в которую был влюблен, она вышла замуж за другого. Сдернул в Ленинград от еще какой-то женщины, которая ждала предложения. Потом успешно пугал этими историями остальных претенденток. И надо думать женщины действительно шарахались, услышав о Жениных любовных неудачах. Но только не Галя.

Давайте зададимся вопросом - почему?

Понятно, что где-то здесь сработал движок истории, и этот движок связан с брачными перспективами Лукашина, как и в случае с хорошим близнецом - Новосельцевым.

Провоцирующий инцидент, меняющий положение Жени на брачном рынке - получение отдельной квартиры. Тут Рязанов-Брагинский как опытные авторы поступают очень точно и грамотно - вносят элемент деконструкции в линейную структуру сюжета. Они не показывают прямо сам триггер - момент получения квартиры, а выносят его за формальную рамку истории. Но разными способами сообщают, что Женя - новосел. Теперь у него есть отдельное жилье, мама - как не цинично звучит - дама пожилая, и рано или поздно Женя останется сиротой при отдельной жилплощади. Надо думать, что раньше Женя в отношениях упирал, что не может женится - и квартира у него коммунальная, и с мамой он в одной комнате, а идти "в приймы" к молодой жене ему не позволяют высокие принципы. Но теперь этого спасительного ограничения нет, Галя напирает, а Женя поступает согласно своего ипринта - бежит от брака со скоростью летящего по небу лайнера.

Куда же он бежит? Инфантильный переросток которому мамся дает разрешение сходить в баню, подает тапочки и "хорошо ухаживает"? Естественно, он бежит к женщине. Но к такой женщине, на которой можно нежениться вообще никогда.

Когда купила платье в сэконд-хэнде...
Когда купила платье в сэконд-хэнде...
Когда купила платье в сэконд-хэнде...

Наденька именно такая. Ей уже морочил голову женатый мужчина целых десять (десять!) лет. Ипполит тоже матросит ее довольно долго и не факт что женится - во всяком случае, цепляется к любому поводу, чтобы устроить скандал и отложить развитие отношений. Да и вообще - человеку который готов женится ждать нового года незачем - Новосельцев, например, не ждал, у него к новому году уже новый мальчик - хоба! - образовался.

Женя будет точно так полоскать мозг своей Наденьке - как только, так и сразу! Но сейчас - мама приболела, некому подменить в отделении, переезд такая морока, сперва надо разменять квартиру, чтобы съехаться... Эта музыка будет вечной. Прекрасная и удивительная Наденька исчахнет и умрет в девках. Проще говоря, никакого внутреннего конфликта у Лукашина тоже нет - он не хотел жениться и благополучно не женился.

Когда тебе уже за 70, но ты еще ждешь предложения от Жени Лукашина!
Когда тебе уже за 70, но ты еще ждешь предложения от Жени Лукашина!
Когда тебе уже за 70, но ты еще ждешь предложения от Жени Лукашина!

Значит, внутренние конфликты надо поискать у каих-то других персонажей или используя модные феминитивы - у персонажиц. Нужен ли брак Мымре? Нет - она вполне успешна и благополучна, но ее прессует проклятая патриархия - последняя секретутка смотрит на нее с сочувствием - не свезло бабе - директор, а толку? Мужа-то нету, любовника - тем более. У Верочки-то хоть полу-бывший, да есть! У Олечки в жутких розочках - хоть с прооперированной язвой - да есть, у Шуры - само собой. Начальство прессует за анкету - не даёт повышение в зам-министры с неудовлетворительной графой "семейное положение"... и куда этой успешной женщине под гнетом социума? Идти на компромисс. Сжать эго в кулак и шагнуть под венец, а Новосельцев - как человек хороший и простирнет пеленочки, пока мама помчалась на свою важную работу.

У Наденьки внутренний конфликт и того хуже - она-то как раз замуж очень хочет и готова сносить всякие лишения ради перспективы брака. Ждать пока он разведется, пока он подберет подходящий повод для предложения, пока появится другой претендент, пока мама умрет, пока он переедет, и все глубже и глубже лететь в эту кармическую воронку - поэтому безрадостный финал истории Жени и Нади симметрично вынесен за рамку фильма, как и начальный провоцирующий инцидент, что создает гармоничную уравновешенную композицию.

Оба упомянутых фильма - скорее мелодрамы, что и объясняет их композиционную структуру и расстановку акцентов.

Спасибо за внимание и Ваши лайки!

Эффект близнецов - пересматриваем Иронию судьбы и Служебный роман