Как менялась советская мода. 1960-е.

Мода 1960-х сначала была ещё модой 1950-х. Слишком все полюбили нью-лук.

Доказательством тому, например, фильм "Первый троллейбус" (1963). Главная героиня Света (Ирина Губанова) носит платьица с набивным рисунком в цветочек, прямиком перешедшие из нью-лука 1950-х в нью-лук 1960-х. Он слишком застрял в голове модниц.

Героиня Ариадны Шенгелая в фильме "Осторожно, бабушка" тоже верна традициям 1950-х, пышным юбкам и рукавам-фонарикам.

Нинель Мышкова в фильме "Человек ниоткуда" туго затягивает талию и носит юбку-тюльпан, еще одно изобретение Диора.

Но к середине 1960-х бум пышных юбок, принтов в цветочек, обилие декора и разных хитрых рукавчиков и воротничков прошел и стал уступать место простым геометрическим формам. минимум украшений, несложный силуэт и абстрактные рисунки, часто геометрические или цветные абстрактные пятна.
Лидочка (Наталья Селезнёва) из "Операции "Ы" - отличный пример. Кстати, причёска у неё тоже очень модная, начёс и конский хвост, который только-только начал входить в моду.

В течение новеллы Лидочка переодевается в другое платье - почти халат на пуговицах, в лёгкую полосочку.

Наталья Седых в фильме "Дети Дон Кихота" (1965) демонстрирует другой модный тренд. снова становится модным стиль, близкий к спортивному - с погонами, хлястиками, накладными карманами и прочим добром. Страшно модные накладные карманы как раз на платье Седых.

Главная звезда 1960-х - спортсменка-комсомолка-красавица Нина (Наталья Варлей) из "Кавказской пленницы". Её минималистичный и потому особо прелестный образ дико полюбился зрителям (даже скорее зрительницам). Довольно промтая маечка и чёрно-белая юбка. Минимализм 1960-х во всей красе.

Помимо этого всего страну охватила любовь к Одри Хэпберн после выхода фильма "Завтрак у Тиффани". Копировали, что отрадно, не только причёску, но и платья. В поистине революционном ((для советского кино) маленьком чёрном платье появляется героиня Ларисы Голубкиной в фильме "Дайте жалобную книгу" (1964).

Ещё и с голой спиной!

В похожем стиле, в этом же фильме, одета молодая певица Лариса Мондрус.

Роскошью божественного происхождения остаются костюмы. Покупать их всё ещё дорого, шить всё ещё дороже. Тем желаннее становились костюмы экранных девушек. Например, героини фильма "Ключи от неба" (1964).

Костюмом подчёркивает свою статусность героиня Светланы Светличной в фильме "Не самый удачный день" (1967).

И стюардесса Наташа (Татьяна Доронина) в фильме "Ещё раз про любовь (1968). Впрочем, её статусе никто и не сомневался. Стюардессы приравнивались к богиням.

А вот с западным хитом, поработившим подиумы 1960-х на Западе в СССР долго не складывалось. Это я про мини-юбки. Они были, но не афишировались и в фильмах 1960-х очень сложно, на самом деле, найти девушку в мини-юбке. Они появились к самому концу 1960-хи одна такая мини-юбка стала героиней целого эпизода в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе". В самом начале фильма таксист Олег Ефремов везёт до дома умопомрачительную безымянную героиню (Евгению Поплавскую, маму Яны-Красной Шапочки). Пока она идёт к такси, на длине платья камера не акцентируется.

А вот в салоне оператор уделяет мини-юбке и ногам Поплавской целый длинный кадр, за который она успевает ещё забросить ногу на ногу. Из короткого диалога мы узнаём, что девушка если и не бывала за границей, то очень туда хочет. Непрозрачный намёк.

Другое табу для советских женщин - брюки. Ненависть официальных властей к брюкам была настолько огромна, что даму в брюках могли не пустить в ресторан, развернуть с работы и напрочь запрещено было снимать на телевидении. Дама в брюках могла существовать только в турпоходе или спортзале. Чем и пользовались некоторые режиссёры.
Нина-Кавказская пленница, на правах спортсменки, разгуливала в бриджах, которые советским модницам грезились днём, ночью и при открытых глазах.

На тех же правах спортсменки щеголяла в спортивках героиня Светланы Савёловой в фильме "Семь стариков и одна девушка". Причём в каких спортивках! Практически наглые леггинсы!

Если же в брюках появлялась не спортсменка, и не комсомолка, но красавица, это означало, что доверять этой леди в кадре не стоит. Именно таким образом в "Бриллиантовой руке2 подчёркнуто, что Анна Сергевна - главный отрицательный женский персонаж. Её одели в элегантнейший белый брючный костюм. Непотребная женщина!

В моде остались самые разные головные уборы, но заметна тенденция - значительно уменьшался их объём. Модными стали маленькие шляпки почти без полей, каку героини Татьяны Самойловой в фильме "Леон Гаррос ищет друга" (1960).

Высокая мягкая шляпка без полей и на героине Фаины Раневской в фильме "Лёгкая жизнь".

Популярны и беретки, как у королевы бензоколонки Надежды Румянцевой.

К концу десятилетия огромную популярность набрали косынки из лёгких тканей, чаще всего, нейлоновых.

Их носили не только на голове.

Но настоящим модным бестселлером в СССР стали туфли-лодочки на шпильках, или, как говорили советские девушки, "на гвоздиках". В 1960-м году в таких появилась на экране Элина Быстрицкая в не очень удачном фильме "Русский сувенир".

На протяжении десятилетия смысл советской женщины заключался в том, чтобы найти лодочки на шпильке. И уж если получалось достать, то эти туфли заменяли любую обувь, в том числе, осенние сапоги. Именно тогда полуучил распространение довольно популярный образ - пальто и лёгкие туфли.
В фильме "Девять дней одного года" героиня Татьяны Лавровой, на вид, тепло одета. Пальто довольно серьёзное. Да и Смоктуновский в тёплом пальто, шарфе и кепке. А на ногах Лавровой те самые лёгкие туфельки.

Похожая история с Дорониной в "Ещё раз про любовь". Осеннее пальто и лодочки

Кино 1960-х стало прорывом вот в каком плане. Раньше на экране практически не было купальников и внимание на них не акцентировалось. Теперь же летняя мода стала неотъемлемой частью моды вообще. И одним из первых ярких гимнов летнему отдыху, конечно, фильм "Три плюс два", где Натальи Фатеева и Кустинская вызывали завистливый зубовный скрежет своими купальниками. Причём в купальнике Кустинской, похоже, даже был эластан! Невиданная роскошь для купальников. Обычно они шились из обыденного ситчика или еще чего неприхотливого.

Та же Кустинская радовала общественность шикарным синим купальником в фильме "Спящий лев" (1965).

А Раисе Недашковской завидую даже я сейчас, а не только те дамы, которые посмотрели "Формулу радуги" в 1966 году.

Гораздо реже появлялись на экране раздельные купальники, ибо это уж совсем неприлично. И конечно это становилось всеобщей темой для обсуждения. Например, вот этот скромный, по нынешним меркам, купальник Натальи Селезнёвой в "Операции "Ы".

А уж эта красота на блондинке из "Формулы радуги" и подавно всеми перетиралась.

Но главным купальником десятилетия, разумеется стал развратный комплект без лямок Светланы Светличной в "Бриллиантовой руке".

Про причёски. Начало 1960-х ещё однозначно было отдано начёсам, но в страну постепенно стали проникать мировые модные тенденции. Модницы, одна за другой, стали крутить "ульи" и "халы" на голове. Отличный пример "улья" у героини Надежды Румянцевой в прелестном фильме "Лёгкая жизнь".

И у Натальи Теняковой в "Старшей сестре".

Совершенно пижонский улей у жены Димы Семицветова (Андрей Миронов), которую играет Татьяна Гаврилова. Спереди он ещё разделён и зафиксирован.

С середины десятилетия СССР и весь мир стали завоёвывать образы французских красавиц. Главной звездой была Мирей Матье со своей геометрической стрижкой

У нас главными проповедницами этого стиля стали:
манекенщица Регина Збарская

актриса Ирина Печерникова в "Доживём до понедельника".

И, конечно, Наталья Варлей в "Кавказской пленнице".

Другой законодательницей мод стала Катрин Денёв со своими гладкими причёсками с ленточками и бантиками.

С подобной причёской появляется в фильме "Иду на грозу" Леночка, подруга физика Крылова. которую играет Виктория Лепко.

Героиня фильма"Два билета на дневной сеанс".

Та же Татьяна Гаврилова в "Берегись автомобиля".

Светличная, конечно.

Героиня Татьяны Бестаевой в фильме "Зелёный огонёк" дополняет бантиком "улей".

Постепенно входит в моду "конский хвост". С таким появляется Лидочка в "Операции "Ы".

И Ольга Остроумова в ""Доживём до понедельника".

Но всё это ересь. Признаком настоящего модника были солнечные очки. Героиня Галины Волчек в "Берегись автомобиля" пытается купить из под полы импортный магнитофон, следовательно и на крутые очки денег у нее тоже хватит.

Роль Василия Ланового в "Полосатом рейсе" маленькая от слова "очень". Но ему хватило нескольких минут для зависти модников. Очки у него умопомрачительные.

Ну и ещё одним совершенно неотъемлемым атрибутом 1960-х, конечно стали стрелки. Все девушки рисовали стрелки. Все, кто мог держать в руках карандаш, все рисовали стрелки. И в кино это отразилось, разумеется.
Главные, поработившие меня, стрелки были у Евгении Поплавской, той самой нахалки в мини из "Трёх тополей на Плющихе" Как она хороша, б-жечки.

Красавица Валентина Малявина тоже рисовала себе стрелки в жизни и на экране. Это фильм "Утренние поезда".

Марианна Вертинская в фильме "Застава Ильича".

И Светличная, конечно.