tata_aistova
21 453 subscribers

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.

9,1k full reads
11k story viewUnique page visitors
9,1k read the story to the endThat's 80% of the total page views
9 minutes — average reading time

Перед тем, как начать рассказывать о поездке в мастерскую "That's ME", хочу выразить благодарность всем-всем моим читателям. Потому что эта поездка состоялась только благодаря тому, что Мария Евстигнеева узнала о моём блоге и пригласила в Санкт-Петербург. Это исключительно ваша читательская заслуга. Спасибо!

Эскизы Марии.
Эскизы Марии.
Эскизы Марии.

Собственно, с этого и начну. Чудо произошло в один обычный вторник. Мне в вк написала некая Мария Евстигнеева с вопросом "А чивой это вы, Таточка, хвалите-хвалите мои костюмы, а про меня ни слова?". Так как я не была в курсе, кто именно шьёт костюмы Ксении Столбовой и Фёдора Климова, о которых я тогда писала, то сразу и не догнала, что за счастье на меня свалилось.
Слово за слово и вот я уже лечу в славный Питер, ищу на карте Миллионную улицу и сижу в гостях в небольшом уютном ателье. Я поняла, что наша беседа сложится, когда увидела на полке вот это:

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.

Рулит ателье дизайнер Мария Евстигнеева, с которой я и распивала чаи субботним утром. Начали издалека.

"Хочешь быть дизайнером - иди в Мариинский"

- Маша, как ты вообще пришла в эту профессию?
- После школы я решила, что хочу быть художником. Рисовала с детства, но семья была не творческая: папа преподавал в институте, мама работала в университете. Хотя моя бабушка, например, пела в Мариинском театре, была примой и у нас дома хранилось много её сценических костюмов, которые я любила перемеривать. И вот, закончив школу, я начала спрашивать у народа, какой самый лучший институт, мне сказали - "Муха"!
(Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Здесь и далее курсив авторский.). Туда я долбилась четыре года, с репетиторами занималась, и частные уроки брала. А родители мне тогда сказали: хочешь быть дизайнером - иди в Мариинский театр. И я год отработала портнихой в Мариинском театре. По-другому никак, нужна практика.

Бабушка Марии, Александра Халилеева, в образе Царевны-Лебеди. Служила в Мариинском театре с 1936 по 1960 год.
Бабушка Марии, Александра Халилеева, в образе Царевны-Лебеди. Служила в Мариинском театре с 1936 по 1960 год.
Бабушка Марии, Александра Халилеева, в образе Царевны-Лебеди. Служила в Мариинском театре с 1936 по 1960 год.

- Пачки шила десятками, наверное?
- Пачки, народные костюмы, всё вот это прошла. А потом поступила в "Муху". Это были 90-е годы, поэтому я параллельно и на заказ шила и немножко рисовала. Тогда ещё пооткрывались магазины, они и сейчас есть, где всякие матрёшки-плошки-поварёшки, сувенирные. Рисовала картины, там тоже продавала. Примерно тогда же сделала свою первую коллекцию, и вот тогда действительно влюбилась в свою профессию и в свои материалы, ткани, вот это всё. Даже конкурсы со своими костюмами выигрывала.

Платья из первой коллекции Марии. Бархат, стрейч. 1996 год.
Платья из первой коллекции Марии. Бархат, стрейч. 1996 год.
Платья из первой коллекции Марии. Бархат, стрейч. 1996 год.

- Костюмами для театра?
- Да-да. Но я и что-то бытовое шила всегда. У меня в то время была клиентка - балерина Ирма Ниорадзе
(прима-балерина Мариинского, на секундочку). Я ей много шила. Бытовое, но всё равно бифлекс, стрейч, она худенькая, стройненькая. Потом я влюбилась, уехала в Германию, пожила там и сюда вернулась только в 2003 году. Снова начала шить, клиентов заново набирать, они за пять лет растерялись.

Ирма Ниорадзе в платье от Марии. Материал: сетка, бархат, стрейч.
Ирма Ниорадзе в платье от Марии. Материал: сетка, бархат, стрейч.
Ирма Ниорадзе в платье от Марии. Материал: сетка, бархат, стрейч.

"Всё началось с Ламбьеля"

- Первого фигуриста помнишь?
- Вот именно, чтобы костюм для фигурного катания? Конечно, это был Стефан Ламбьель.
(пораженно чихаю в кружку) Это был 2004 год, о-очень давно. Я его потом только на Art On Ice видела в этом костюме. Причём попал он ко мне случайно, через знакомых, у которых гостиничный бизнес. Рассказывают мне: "Да тут поселили одного...фигуриста, недавно", я и говорю "Спросите, может я ему костюм сошью?". Самое интересное, что он согласился и я ему сшила костюм за три дня. Он ещё так удивлялся: "Я в Швейцарии два месяца ходил-ходил! И никак!". А мы с ним один раз встретились, на второй я ему эскиз нарисовала, на третий раз померили, а потом я ему просто почтой отправила. Конечно, если я сейчас бы посмотрела на этот костюм, то может и по-другому бы всё сделала.

Стефан Ламбьель в костюме от Марии Евстигнеевой.
Стефан Ламбьель в костюме от Марии Евстигнеевой.
Стефан Ламбьель в костюме от Марии Евстигнеевой.

- После Ламбьеля уже дальше начала шить для фигуристов?
- Нет, потом я шила другое всякое, а потом познакомилась с Верой Арбузовой
(балерина театра Бориса Эйфмана), она попросила меня сшить ей костюмы для спектакля "Времена года". Я эти костюмы сделала.

Вера АРбузова
Вера АРбузова
Вера АРбузова
Вера Арбузова и Юлия Махалина справа.
Вера Арбузова и Юлия Махалина справа.
Вера Арбузова и Юлия Махалина справа.

В том же спектакле была Юля Махалина (прима-балерина Мариинского театра), так я с ней ещё познакомилась и получилось так, что их пригласили обеих участвовать в "Болеро" (проект первого канала, где артистки балета танцевали с фигуристами) и там я шила для них сценические костюмы. Юля танцевала с Повиласом Ванагасом, а Вера с Алексеем Тихоновым.

Вера Арбузова и Алексей Тихонов
Вера Арбузова и Алексей Тихонов
Вера Арбузова и Алексей Тихонов
Платье Юлии Махалиной в процессе.
Платье Юлии Махалиной в процессе.
Платье Юлии Махалиной в процессе.
Юлия Махалина и Повилас Ванагас
Юлия Махалина и Повилас Ванагас
Юлия Махалина и Повилас Ванагас
Юлия Махалина
Юлия Махалина
Юлия Махалина

- Перейдём к наболевшим вопросам. Недавно я читала интервью Жени Тарасовой, в котором она до сих пор оправдывается за прошлогодние "горохи", мол, чего все нас так ругают, нам сказали - мы надели. В связи с этим вопрос - ШТО? Бывает, что спортсмены не принимают участия в создании костюма?
- У кого как. Можно попробовать на Ксюшу (Столбову) надеть то, что она не хочет. Это вряд ли получится. Хотя вот Дима Алиев как раз из таких: встал, одели, раздели, ушёл.

- Давай поймём, кто из действующих фигуристов сейчас у тебя отшивается.
- Алёна Леонова, Антон Шулепов, Миша Коляда (второй год), Стася Константинова, Дима Алиев, Лиза Нугуманова, Андрей Лазукин, ну и Ксюша Столбова. Других, менее известных, тоже много.
- Про Мишу. У нас сейчас в сборной сразу три "Кармен" и вот недавно Максим Ковтун выложил в инстаграм фотку в костюме из золота. Расскажи о Мишином образе, как над ним работалось?
- Честно говоря, сначала пыталась начать клеить камни. Но не пошло, не для него это совсем, отодрала. Основа костюма - не бифлекс, как обычно, а неопрен (чтобы форму лучше держал), из декора - только кружево.

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.

- Немного напоминает Ксюшино платье к "Кармен", которое сначала было "русалочкой", как его в интернетах прозвали.
- Ну по чёрно-красной гамме похоже, да. А с тем платьем вообще какая история. Сначала была вот эта "русалочка", оно ей нравилось очень.

Первый вариант "Кармен". И там сетка, вы понимаете?
Первый вариант "Кармен". И там сетка, вы понимаете?
Первый вариант "Кармен". И там сетка, вы понимаете?

Потом она у меня увидела кусок ткани, откуда-то оставшийся, и всё крутила его, крутила. Я и говорю "Ну давай сделаем верх, ну давай". Ну и сделали. Перешивать не стали, сделали второе платье. Она в нём выступила и сказала "Я в этом поеду на Олимпиаду". Но не случилось.

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.

- А с Ксюшей ты как давно сотрудничаешь?
- С 2011 года, с "Половецких плясок" и "Болеро". В один год только я ей не шила, когда было "I put a spell on you". Но только Ксюше, Федька всегда у меня был.

Сезон 2011-12, Произвольная программа "Половецкие пляски"
Сезон 2011-12, Произвольная программа "Половецкие пляски"
Сезон 2011-12, Произвольная программа "Половецкие пляски"
Сезон 2015-16. Короткая программа "I put a spell on you". Федю одевала Мария с коллегами, платье Ксюши из другого ателье.
Сезон 2015-16. Короткая программа "I put a spell on you". Федю одевала Мария с коллегами, платье Ксюши из другого ателье.
Сезон 2015-16. Короткая программа "I put a spell on you". Федю одевала Мария с коллегами, платье Ксюши из другого ателье.

- С Ксюшей сложно работать?
- Мне всегда было просто. Ксюша - безумно талантливый человек и очень добрая, с хорошим чувством стиля. Точно знает что хочет, хотя часто бывает, что мы начинаем шить один костюм, а заканчиваем совсем другим, и это мне в ней нравится. Она - человек, готовый к резким поворотам, и согласна поменять почти все в костюме, для достижения хорошего результата. Эскиз ведь это одно, на фигуре это другое, а когда спортсмен выходит на лёд - вообще третье. Иногда сложно бывает, но что ж поделать. Сейчас она сидит карантин с новым партнёром, но костюмы потихоньку шьём.

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.
Эскизы костюмов для Ксении и Фёдора
Эскизы костюмов для Ксении и Фёдора
Эскизы костюмов для Ксении и Фёдора

Однажды Ксюша ко мне прибежала, говорит "Смотри! Про наши костюмы написали в Америке!". Американский блогер, видимо, твой коллега (как миило!) Ник Верриос написал тогда, что их костюмы к "Интервью с вампиром" - лучшие во всем сезоне среди пар. Мы очень гордились!

Те самые костюмы к произвольной "Интервью с вампиром".
Те самые костюмы к произвольной "Интервью с вампиром".
Те самые костюмы к произвольной "Интервью с вампиром".

Главный вопрос

- Задам главный вопрос, то, о чём меня спрашивает весь инстаграм. Ублюдская сетка. Как такое вообще получается?
- Ну сетка и сетка. Подобрать, конечно, бывает сложно, но есть очень хорошие магазины с огромным выбором.
- Можно заметить, что на твоих костюмах сетки минимум.
- Ну я пытаюсь, честно говоря, её не использовать. Если можно её не делать, я её не делаю.
(Вы ещё не влюблены в эту святую женщину? Я уже) Просто иногда её и не делать невозможно. ВОт ты шьёшь костюм и ты ограничен в материалах, ну потому что это только бифлекс, в цветовой палитре (внезапно!), потому что используются криссановские ткани (британская фирма Crissane Clover), они все одинаковые, хоть ты тут тресни.

Каталог тканей Crissane
Каталог тканей Crissane
Каталог тканей Crissane

- Подожди, так а если нужен определенный цвет в костюме, как быть?
- "Продувать" аэрографом.

Мария достаёт тряпицу с квадратиками и показывает мне. Это своеобразная палитра, уже напечатанная на ткани, чтобы сразу видеть, как ляжет цвет. Нужный оттенок выбирается с помощью программы на компьютере. И уже затем ткань прокрашивается аэрографом.

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.

- И всё-таки, не уходи от темы, главный вопрос, почему так часто сетка не совпадает с кожей на миллион тонов?
- Не могу тебе сказать. Магазины есть, оттенки есть (показывает на рулоны сетки, стоящие в углу, разных оттенков), достать несложно, если кому надо, я адреса скажу. Лучше не делать фасон с сеткой, если подобрать не получается, давай так скажу.

Я вот просто для наглядности. Это Ксения Столбова в платье с сеткой.

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.

И Екатерина Боброва (условный пример, никого не пинаю) в платье с сеткой.

"Костюмом нужно переболеть". Как создаются костюмы фигуристов. Часть 1.

Собственно, всё вот так просто. Просто и, матьего, безысходно.

- За соревнованиями следишь?
- Не особо разбираюсь. Не могу тебе сказать, когда четверной, когда тройной и всё такое. Когда упал, могу сказать
(общий гогот). А дальше никак. Но однажды на чемпионате мира в Финляндии отсидела семь часов на катке, очень хотелось Ксюшу с Федей посмотреть и Каролину Костнер.

О том, как питерские дизайнеры шили костюмы для Каролины Костнер, о любимых костюмах, спортсменах и о том, какая огромная толпа работает в ателье, читайте в следующей части интервью. А то букв много.