История тюбетейки

15 January 2018


С давних времен люди носили головные уборы. Если раньше они выполняли чисто практическую функцию, например, спасали своего обладателя от атмосферных осадков, то позже превратились в элемент украшения. Впрочем, большинство религий требовало от своих адептов укрывать голову: будь то – чалма, ермолка, феска, платок или хиджаб.

В исламе нет строгих предписаний относительно того должны ли мужчины-мусульмане носить головной убор или нет. Во многих арабских странах и Турции мужчины заходят в мечеть с непокрытой головой. Но у нас было все иначе. Любой татарин чуть ли не с раннего детства носил тюбетейку, которая в местном варианте больше известна под названием каляпуш. Вообще, распространены два основных вида татарских тюбетеек – такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса. Само слово «каляпуш» - персидского происхождения, в оригинале состоит из двух слов: «калля» (голова) и «пуш» (то, чем покрывают, покрывало). Такыя обычно сшивалась из отдельных клиньев, а каляпуш из двух частей: околышка и верха. У татар были распространены тюбетейки на жесткой или полужесткой основе: мягкие или полумягкие в прошлом встречались довольно редко.

Как полагал известный этнограф Николай Воробьев, настоящая татарская тюбетейка была полусферическая такыя, которая развивалась, возможно, из подшлемника средневековых воинов. Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине 19 века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Каляпуш был неизменной частью гардероба всех татарских мужчин всех возрастов и территориальных групп, за исключением кряшен. Исследователи татарской одежды С.Суслова и Р.Мухаммедова пишут, что яркие вышитые каляпуши предназначались молодежи, а более скромные, часто и не вышитые – старшему поколению.

Материалом для пошива тюбетеек служили, в основном, бархат и вельвет. Особо нарядные головные уборы шились из шелка и парчи. Подкладка большинства тюбетеек делалась хлопчатобумажная, реже шелковая. Они шились из однотонных, чаще всего темных тканей, лишь изредка использовались разноцветные. Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже – жемчугом и бисером.

Основой тюбетейки являлись тонкие мелкие стежки, которые выполнялись вручную. Для придания жесткости между рядами стежков прокладывались тоненькие веревочки или скрученный конский волос. В результате этого на внутренней стороне каляпушей образовывалась ребристая поверхность в виде чередующих выпуклых и вогнутых бороздок, что обеспечивало своеобразную вентиляцию внутри плотно прилегающего головного убора.

Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки. По степени и типу расшивки каляпуши назывались «өч, дүрт һәм биш үрнәк”. Тюбетейки с вышивкой по краям – «кыршау», с комбинацией вышивки по краям и букетов – «кыршау-букит». В центре верха некоторых тюбетеек, чаще детских, пришивалась кисточка. Наиболее нарядные богатые парчовые тюбетейки расшивались несколькими рядами серебреного и золотого галуна. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки.

Автор: Азат Ахунов