Костёл Святых Петра и Павла в Кракове. Польша

Больше всего Краков мне нравится поздней весной, когда кругом цветут тюльпаны и магнолии.

В нашу прошлую поездку в королевскую столицу Польши мы попали именно в такое время. Это было восхитительное путешествие.

Спешить было некуда, туристов было меньше обычного, а город утопал в цветах.

Как-то шли в Вавельский замок и не дошли. В очередной раз не дошли, так как на пути нам встретился костёл Святых Петра и Павла.

Не знаю почему, но этот костел в Кракове мне нравится больше всех, хотя есть множество храмов и с более красивым и дорогим убранством. Но здесь какая-то сила.

Костёл Святых Петра и Павла находится на Гродской (Grodzka) улице в Кракове и считается первым храмом на территории Польши, построенным в стиле барокко.

Храм стоит не у самой дороги, как другие постройки улицы, а отодвинут вглубь, этим самым он выделяется на общем фоне и обращает на себя внимание. Выглядит он весьма изыскано, хотя не отличается большими размерами.

Строительство костёла Святых Петра и Павла связано с приходом в город ордена иезуитов в 1579 году. В то время в Кракове была достаточно плотная застройка и найти участок земли под застройку было очень нелегко. И только в 1597 году место было найдено и строительство началось. Собор строили последовательно четыре итальянских архитектора. Так сложилось, что у кого-то появлялась другая срочная работа в Италии, кто-то просто умирал. Достроили храм лишь к 1635 году и его вид, по сравнению с первоначальным проектом, изменился. Работы шли на протяжении почти 40 лет. Спустя 84 года после окончания строительства, в церкви случился пожар, но к счастью, он не принёс серьёзных разрушений.

Идея возведения церкви принадлежала Петру Скарге, которого поддержал монарх Сигизмунд III из династии Вазов.

Проект, одобренный Папой Римским, подготовил архитектор-иезуит Джованни де Росси, а первый камень в 1597 г. заложили под руководством другого итальянского архитектора-иезуита Юзефа Бритиуса. Через 2 года ему пришлось прервать работу и вернуться в Италию. Бритиуса заменил его соотечественник Джованни Мария Бернардони. Он укрепил стены и увеличил их высоту, что соответствовало пожеланиям жителей города и добавило храму готической легкости и изящества. В 1605 г. Бернардони умирает, и строительство поручают архитектору Джованни Батиста Тревано. Окончательный вид церкви придал Маттео Кастелло.

Прямо перед фасадом здания ограда с фигурами 12 апостолов, которые уже давно стали одним из символов Кракова. Появилась ограда перед костелом в 1722 году. Скульптором был Давид Хеель и выставленны на этом месте по решению архитектора Кацпера Бажанки.

Оригинальные скульптуры сильно пострадали от погодных условий и их поместили в Исторический музей, а возле костёла установили точные копии из аналогичного материала.

Бажанка также проектировал главный алтарь и декоративную отделку органа. Алтарь датируется 1735 г. и выполнен в классическом стиле позднего барокко с католическими и православными элементами. Расписал его Юзеф Бродовский.

Купол воздвигли в 1619 г. Тогда же начали оформлять внутренний интерьер, что заняло 14 лет. Над великолепным фасадом мастера работали с 1622 г. по 1630 г. Торжественное освящение костёла похожего на римскую иезуитскую церковь Иль-Джезу состоялось лишь в 1635 году

Внутреннее оформление храма достаточно строгое и в нем излишней роскоши. Имеется тут крипта ксёндза Петра Скарги, статуя Римского Папы Иоанна Павла II.

Интересны так же рельефные изображения распятия и обезглавливания Святого Петра, а также скульптуры польских покровителей – Святого Адальберта и Святого Войцеха. Потолок украшен алебастровым декором, напоминающим мрамор. Над ним в 1-ой половине XVII в. трудился Джованни Батиста Фалькони. Достойны осмотра надгробные плиты рода Бжекв, Браницких и епископа Анджея Тшебицкого, расположенное с левой стороны от главного алтаря.

Нельзя не заметить превосходный орган. Базилика построена в форме креста. Место пересечения трансепта и основного нефа накрыто куполом. По бокам находятся взаимосвязанные между собой капеллы. В нижней части фасада установлены 4 статуи самых известных иезуитов, а над входом закреплена эмблема ордена (круг с солнечными лучами). Скульптуры второго яруса – это представители королевской династии Вазов. Чуть выше — королевский герб Сигизмунда III.

Еще костёл Святых Апостолов Петра и Павла знаменит маятником Фуко, демонстрирующим суточное вращение нашей планеты, и очень хорошей акустикой: здесь регулярно проходят камерные и органные концерты.

Церковь владеет прекрасной коллекцией произведений барочной живописи и скульптуры. Среди них и два полотна польского художника Шимона Чеховича.

Изначально, костёл был собственностью ордена Иезуитов.

В начале XIX века костёл преобразовали в православную церковь, а с 1842 года здесь открылся приход.

В 1960 г. костёл признан малой базиликой и сейчас находится в ведении Ягеллонского университета.