«Хочешь узнать человека — займись с ним сексом»: Озон о фильме «Двуличный любовник»

Хлое страдает от депрессии и обращается к психотерапевту по имени Поль за помощью. Поль становится ее возлюбленным. Психиатр и пациентка? Сюжет далеко не нов. Вспомним хотя бы примеры из жизни — знаменитого ученого и врача Карла Юнга, который влюбляется с свою пациентку Сабину Шпильрейн, позже ставшую известным детским психологом. Дэвид Кроненберг изящно препарирует их отношения в своей картине «Опасный метод». 

Франсуа Озон проводит зрителя в далекую запретную зону. После того, как Хлое и Поль съезжаются, девушке начинает казаться, что Поль ведет тайную жизнь, и она сама начинает двойную игру. В тот момент, когда нам кажется, что близится финал, фильм, похоже, только начинается. 

В картине «Двуличный любовник» (L'amant double) французский режиссер возвращается к своему излюбленному жанру психологического и эротического триллера. На главные роли приглашает старых знакомых — бельгийца Джереми Ренье, французскую топ-модель Марину Вакт и известную британскую актрису Жаклин Биссет. Это и понятно. Слишком уж деликатные и откровенные сцены в его картине, чтобы начинать работать с новичками.

Наша беседа с Озоном состоялась после премьеры картины на Каннском кинофестивале. Элегантно одетый в летний синий пиджак, джинсы и с обязательным аксессуаром — шейным платком, режиссер бодро входит на террасу отеля JW Marriott, увидев меня, вскидывает брови, критично обводит взглядом мой уставший вид и спрашивает: «Мы с вами единственные, кто сегодня не на пляже?» Не дожидаясь ответа, устраивается на диване и продолжает: «Не знаю, как вы, а я после интервью собираюсь, наконец, искупаться». В этом весь Озон – быстрый, неожиданный и насмешливый. В жизни и в кино.

Картина начинается с того, что на экране появляется нечто живое, влажное и блестящее. Какая-то масса. Не успеваем опомниться, как понимаем, что смотрим на влагалище, причем изнутри. И вот из него уже выходит гинекологическое зеркало…

Почему бы и нет? Влагалище — очень даже достойная часть женского тела. В нем и тайна зачатия, и экстаз удовольствия, а также смысловая заявка и метафора моей картины. А главное — какая в нем эстетика! Я долго выбирал самое лучшее влагалище Парижа. И нашел — через друзей и знакомых. В общем, по рекомендации. В этой сцене снялась известная модель, позирующая обнаженной. Не один французский художник написал с нее свои шедевры.

Кажется, вы насмехаетесь над зрителем…

И вы совершенно правы. Я насмехаюсь, потому что мне нужна ваша реакция и ваше внимание. Мне хочется вытащить зрителя из зоны комфорта, не дать ему дремать перед экраном, а активно воспринимать происходящее. Я ведь не из Швейцарии. Мне нужны эмоции, я хочу показать их накал. Чем сильнее зрительская реакция, тем счастливее это сделает меня. Пусть лучше зритель меня за это ненавидит, это все же лучше, чем полное безразличие.

Читайте продолжение на Tatler.ru