Кризис малого бизнеса. Или должен быть план"Б"

10 May 2020

Сам себя...
Сам себя...

Это другая статья по воспоминаниям о статьях прошлого года, в которых я пытался донести до предпринимателей мысль о необходимости иметь план"Б" на случай нестандартной ситуации на рынке. Но тогда в июне у меня было мало подписчиков и только три месяца был у меня канал. А темы приходилось поднимать серьёзные. Так появилась статья "Малый бизнес, а если у вас "план Б" (ч.2). Вот выдержка из этой статьи.

Проблема российского малого бизнеса в том, что он находится в "детском" возрасте, а вокруг него "взрослые" бизнесы. Маркетинг в малом бизнесе и микро бизнесе, представлен или хозяином или управляющим фирмы, но на нём ещё куча обязанностей и повседневных забот. Это не позволяет ему по-настоящему сосредоточиться на оценки своего бизнеса и, что творится вокруг. К этому добавляется отсутствие правдивой информации о состоянии рынка. Это могла бы на себя взять ассоциация малого бизнеса, но собрать их тоже не легкая задача.

Прошло почти год с написания статьи, а обстановка на рынке резко изменилась. Введен режим "самоизоляции", полностью остановлена работа ТЦ и торговля непродовольственными товарами и предоставление услуг. Малый бизнес оказался в очень тяжелом положении.

Работа остановленна, люди по домам.
Работа остановленна, люди по домам.

Мне близок рынок мебельного бизнеса, и я в последннее время пытаюсь донести свои мысли по вопросу выхода из кризиса малого мебельного бизнеса. Скажу честно, что некоторые оценки пришлось скорректировать в связи с новыми обстоятельствами, но общая идея действий фирм в этих условиях остались прежними. Это проведение внутреннего аудита (оценка своих возможностей по выходу из кризиса). И принятие решения, исходя из оценки возможностей. Или закрываться или бороться за рынок.

Вот ещё одна выдержка из предыдущей статьи.

Но это всё стратегия, которая определяется маркетинговым планом фирмы, который должен быть, я считаю, у каждого предпринимателя. Предприниматель на то, он и предприниматель, что у него должна быть предприимчивость, по-русски "чуйка". Сегодня на рынке сложилась непростая ситуация и многие ИП просто закрываются, не зная и не имея запасного варианта. Что рождает определенную социальную напряженность в обществе. Другие пытаются любыми способами просуществовать и живут сегодняшним днем.

Как видим , оценки июня прошлого года, когда ещё никто даже не предполагал, что такие катаклизмы могут произойти, находят сегодня полное подтверждение. большинство предпринимателей просто оказалось не финансово. не психологически не готово к таким ситуациям.

Скорее всего "самоизоляция" продлится до конца мая месяца,хотя в некоторых регионах разрешили торговлю мебелью в уличных магазинах, но при соблюдение требований медиков. Однако потребитель не идёт в эти магазины. Я называю это синдромом "самоизоляции". Потребитель потерял уверенность в завтрашнем дне и решил отложить покупки не первой необходимости. Думаю самое страшное среди малого бизнеса начнётся осенью и до конца года рынок очень сильно изменится в сторону сокращения, как спроса так и предложения.

Новый восход и новый мир.
Новый восход и новый мир.

Однако не так всё плохо для тех, кто верит в себя и умеет видеть вперёд и принимать нестандартные решения. И они описаны тогда же в июне прошлого года. Вот читаем.

На рынке останутся гибкие и умные предприниматели, умеющие анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке. По моему мнению они должны объединяться в региональные пулы, сокращая тем самым издержки, перераспределять кадры и оптимизировать их. В последствии возможны и создание единых укрупненных структур, которые будут иметь солидную долю на рынке.

Далее.

Другим направлением может и наверное станет, это укрупнение за счет слияния или вхождение в более крупные структуры. Например мебельная фирма может войти в строительную компанию, как структурное подразделение и обслуживать новые жилые и коммерческие новостройки.

То, что рынок изменится, понимают уже практически все. Однако, кто его будет изменять, конечно те, которые хотят остаться в нём и установить свои правила игры. И в этот рынок будут принимать тех, которые согласятся играть по новым правилам. Но не все смогут их принять и начнется великий передел мебельного рынка. Мебельный мир также изменится. Как и весь остальное, а вот как покажет время. И это произойдет на наших глазах.

Кризис рождает идеи и мебельный бизнес не исключение.
Кризис рождает идеи и мебельный бизнес не исключение.

Господа, Занавес открывается, смотрим и наслаждаемся зрелищем.

А актёрам удачи и успеха.

P.S. Все статьи по малому бизнесу собраны вот в этой статье, там ссылки.