Дифирамбы педагогам, а деньги для других

25 April

Сегодня наткнулся на замечательную статью в Ведомостях, называется Полтора миллиарда пропущенных уроков, аннотацией к статье написано Российское образование выдержало первый удар коронавируса.

Всё бы ничего, и написано как бы всё прекрасно, можно даже прослезиться цитирую:

Тем, кто сейчас критикует учителей и преподавателей, надо понимать, что система массового образования столкнулась не просто с беспрецедентным вызовом....
Требовать от школ, колледжей и университетов, чтобы они «быстро перестроились», все равно что требовать от машиниста электровоза, чтобы он поехал без рельс и линии электропередачи
Источник: Ведомости

Посыл ясен, поменьше критикуйте, ведь вызов действительно беспрецедентен.

Если читать дальше то вообще скупая слеза пробьёт любого даже невозмутимого циника:

И здесь надо сказать, что в целом наш педагогический корпус на всех уровнях проявил себя героически. Они осваивают эти технологии на ходу, даже в тех случаях, когда такие технологии оказываются неработающими. Почти всегда трудозатраты педагогов резко возрастают. Они часто сталкиваются и с нехваткой технологической и методической поддержки, и с непониманием учеников и родителей. Все существующие на сегодняшний день системы электронного обучения оказались настроены на выборочное обучение мотивированных детей. Просто так взять какую-либо систему дистанционного обучения и применить в массовой школьной практике не получилось.
Источник: Ведомости

Браво! Хочется рукоплескать и бросать чепчики вверх. Расцеловать авторов статьи, которыми являются бывший чиновник министерства образования, а ныне ректор Московского городского педуниверситета Игорь Реморенко и Исаак Фрумин - директор Института образования Высшей Школы Экономики. Прослезившись, в порыве благодарности сказать:

  • Вот они!
  • Вот они настоящие люди, чиновники, которые понимают нас, простых учителей.

Если заинтересованный читатель будет читать далее, то прольёт ещё елея на свои незарубцевавшиеся раны в дистанционной битве:

Наша система образования достойно показала себя в короткий период кризиса – почти мгновенной перестройки, начавшейся две недели назад. Сейчас она заслуживает серьезной поддержки в выстраивании надежной системы обучения, воспитания, социальной заботы в новых условиях. Пока этой поддержки явно недостаточно.
Источник: Ведомости

И всё бы было хорошо, и всё бы было замечательно в этих всех словах. Но тут мы обращаем внимание на дату публикации. А это замечу только 4 апреля. Сама статья до того как была выпущена разумеется должна была бы быть отредактирована, а это занимает время. Скорее всего крайний срок даты написания вообще примерно 1 апреля.

Но позвольте, ведь на самом деле, на всей территории страны в массовом порядке дистанционное обучение началось вообще только 6 апреля. 6 апреля, когда вообще всё рухнуло.

Итак мы видим что на самом деле, авторы статьи просто предугадали вероятностное развитие событий, тогда для чего была написана эта статья. Неужели ради оды учительству? А ответы есть, и в этой же самой статье.

1. Статья была написана вероятно в качестве нативной рекламы. Рекламы Сбербанка, Агентства Стратегических Инициатив и до кучи но справедливо включён сюда был и Яндекс.

У нас даже есть прототипы современных образовательных платформ, создаваемых фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Агентством стратегических инициатив (АСИ), правительством Москвы, «Яндексом». Но этого мало.
Источник "Ведомости"

Сбербанк, где вице-президент М.Ракова, она жы бывший директор АСИ, а сейчас правая рука Г.Грефа, фактически куратор нынешнего министра просвещения Сергея Кравцова.

2. Для того чтобы выпросить денег, на новые цифровые образовательные ресурсы.

Но школам и университетам нужны ресурсы для подписки на цифровые сервисы, которые в основном предоставляются коммерческими компаниями. Бесплатного современного образовательного контента, где есть интерактив, обратная связь, анализ успешности по большим данным, краудсистемы, у нас совершенно недостаточно.
Источник: Ведомости

Тут интересный момент. Бесплатного действительно недостаточно, но не говорится прямо о том, что средства необходимы именно на создание бесплатных платформ.

Срочно необходимо серьезное повышение квалификации всех педагогов и управленцев системы образования. Они должны надежно получить современные компетенции реализации новой образовательной модели. Средства нужны и на максимальный перевод важных экзаменов в дистанционный формат.
Источник: Ведомости

3. Аксиоматический подход к цифровой системе. Главная мысль, что прослеживается в данной статье, что цифра это здорово, это классно:

Это возможность быстро подобрать самый разнообразный, уже оцененный другими пользователями учебный материал для уроков. Это «напоминание», более эффективное, чем при взаимодействии людей (нам свойственно и позабыть, и постесняться сказать). Это и новые возможности групповой учебной работы – учитель по конференцсвязи может быстро разбить класс на группы, наблюдать работу каждой из них, повышать градус учебной соревновательности. Это потрясающая возможность организовать взаимную оценка учащимися работ друг друга, лучше осознать и договориться о критериях оценки выполненных заданий. Цифра гарантирует 100%-ную обратную связь от каждого ученика – будем честны перед собой, разве мы вчера имели такую связь?
Источник: Ведомости.

Вот так, невозмутимо и вроде как начиная во благо, авторы статьи, безусловно умнейшие люди, но реализующие чьи-то на самом деле цели. Как-то:

выделение средств на новые цифровые платформы, вероятно подконтрольные структурам, которые они перечислили в пункте 1.

убеждению окружающих в том что цифровое образование - конечно же благо

И недекларируемый, но само собой разумеющийся вывод о том, что в дальнейшем, учитель будет не нужен. Достаточно будет небольшого количества педагогов, а остальное сделает платформа и искусственный интеллект.

учителям

Заметьте, у этих хитрых авторов нет даже и мысли о том, чтобы повысить ту же зарплату этим героическим учителям, о ком они писали в начале статьи. Нет. Просят денег. Не себе. Вообще.. не учителям вообще, а тем, кто будет реализовывать новую цифровую концепцию образования. А им наверное тоже кое-какие крошки достанутся.

Спасибо за внимание.