Как заставить ребенка самого думать над задачкой, а не ждать помощи

На репетиторстве, когда я прихожу к детям, часто возникает проблема - над сложными задачками дети не пытаются думать сами, а ждут, пока репетитор им подскажет. Та же проблема у родителей, которые делают уроки вместе со своими детьми. Вот вам пример того, как это совсем недавно было у меня.

Мы решали задачу по математике. Суть примерно следующая: есть квадратное уравнение, а нам нужно составить другое уравнение, корнями которого являются корни данного уравнения с некоторыми коэффициентами. Сложно, но не очень. Но это даже не важно. Важно то, что это не стандартная задачка, а задачка, над которой нужно немного поумать.

Ученик (назовем его Мишей) с задумчивым видом сидел 10 минут и делал вид, что думает. Когда я спросил его, что он надумал, он сказал, что вообще не понимает, что тут нужно делать.
И мы начали с ним разговаривать.

– Точно ВООБЩЕ не знаешь, что делать? - спросил я.
– Точно, - ответил Миша.
– А квадратное уравнение знаешь, как решать?
– Знаю, - сказал он и тут же добавил, - но, как мне это поможет?
- Не знаю, просто напиши, это же задачка про квадратное уравнение, - сказал я.

Он написал и сидит дальше. Я говорю ему: «Пиши, всё, что хоть как-то связано с задачкой». Он сидит.

- Формулу дискриминанта можешь написать? – через 5 минут спрашиваю я.
- Да, - говорит Миша.
- Почему не пишешь?
- А зачем? Я всё равно не знаю, что дальше, - ответил Миша.

Короче долго мы с ним так говорили. Я буквально заставлял его написать то, что он и так знает: коэффициенты, искомое выражение, формулы для корней, теорему Виета, то, что надо найти и так далее. А потом сказал ему, что всё, что ему нужно, для решения задачи, есть среди написанного. Он смотрел в тетрадку минуты три и сказал, что не знает, как решать.

- Отлично, - говорю я, - тогда используй всё! Не решишь сейчас, будешь решать дома. Не решишь дома, оставлю на следующий раз. А подскажу я тебе только тогда, когда покажешь мне в тетрадке три свои попытки решить.

И он начал решать. В надежде, что сейчас быстренько покажет мне три тупиковых решения, и получит ещё одну подсказку. Но… первое же решение привело его к ответу. Классно? Классно. Я не сказал ему ничего из того, что он не знал. А ещё я отрезал ему пути для отступления. Но я сделал ещё кое-что важное – я дал ему право на ошибку. Более того, я обязал его показать мне три неверных решения. Правда, он мне их так и не показал. Вместо этого было одно и верное.

Конечно, родителям, которые занимаются с детьми сами, проще подсказать ребенку, а ещё проще сделать все за него, а не ждать, пока он сам догадается, но попробуйте сделать так. Увидите, это работает. От того, что вы решаете задачки за ребенка, он не станет умнее. От того, что вы решаете за него и объясняете ему, он не станет умнее. Он должен думать и решать сам, только так у него в голове что-то останется. Так и никак иначе. Посидите на полчаса больше с ребенком и на полчаса меньше у телевизора и ребенок научится решать задачки сам.