О том, как помочь ребенку найти решение задачи самому, без подсказок

Очень часто на занятиях с репетитором ребенок просто сидит. Сидит, и непонятно о чем думает: то ли о задачке, то ли о том, как его всё это достало. Особенно часто так происходит, когда репетитор - это инициатива родителей, и ребенку вообще не интересно, он не хочет учить этот предмет. На таких занятиях ребенок думает о том же, о чем думает взрослый на неинтересных и скучных совещаниях - о чем угодно, только не о том, что нужно: о том, как все его достало, о том, что будет на ужин, о девочках, о компьютерных играх, о субботе и так далее.

Заставить ребенка думать о задачке в этом случае очень сложно. Некоторые репетиторы, чтобы как-то оправдать свои гонорары от родителей, идут на поводу у ребенка и играют по его правилам, то есть сами начинают делать вид, что он думает, но у него не получается, и подсказывают ему или вовсе решают все за него. Хороший репетитор, учитель и родитель никогда так не сделает. Он сделает всё, чтобы ребенок начал думать сам. Даже если ему это не нравится.

Есть один простой способ понять, думает человек или нет – нужно попросить его написать свои мысли. Я всегда говорю своим ученикам: не думай в голове, думай на бумаге. В голове невозможно удержать всё, а на бумаге всё сразу видно. Видно, что нужно, а что не нужно. Видно за что зацепиться, чтобы сделать следующий шаг.

Но дети, да и многие взрослые, не понимают всей прелести записывания своих умозаключений. Они считают, что незачем портить бумагу, если все равно не знаешь, что делать дальше. Поэтому они просто сидят, полагая, что идея о том, как быть дальше, вот-вот придет.

Не придет. Не придет, пока не сделаешь к ней первый шаг – пока не напишешь что-то. Более того, пока ребенок не напишет свои мысли, ему невозможно помочь, потому что непонятно, в каком месте ему непонятно.

Я много пишу. По 15-20 страниц в неделю. Иногда, бывало, сидишь и думаешь, о чем же таком написать в этот раз? И ничего не приходит в голову. Приходит какая-нибудь мысль, ты пытаешься её развить, но она не развивается, и ты отбрасываешь её.

Теперь я делаю по-другому. Я просто сажусь и пишу. Пишу всё, что приходит в голову. А потом невозможно остановиться. Мысль цепляется за мысль, и получается огромный список того, что нужно структурировать и над чем работать. Иногда таким образом я вытаскиваю из своей головы такое, что сам в шоке.

Вот, например, как сейчас. Я хотел выразить одну простую мысль о том, что, чтобы решить задачу (неважно - по математике или в жизни), нужно записать всё, что может тебе хоть как-то помочь, а получилось вон сколько букв. Так что пишите. Не факт, что всё, что вы напишите, приведет к цели, но, сделав первый шаг, будет проще сделать второй.

И не позволяйте ребенку думать устно. Заставляйте его записывать все свои мысли. Сконцентрироваться на какой-то мысли в голове очень тяжело - можете попробовать прямо сейчас сконцентрироваться на большой коричневой горилле, поедающей бананы, и думать о ней пять минут. У вас ничего не получится, потому что это скучно, мысли начнут скакать и в итоге уже секунд через сорок вы будете думать о совсем другом. А вот если вы начнете рисовать или записывать свои мысли, не концентрироваться на этом не получится.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если статья показалась вам полезной и у вас есть дети от 7 до 20 лет.