Как же с ними общаться, с этими актерами?

Каждый режиссер, помощник режиссера или театральный администратор в своей работе в какой-то момент встает перед неразрешимым вопросом - как вообще можно общаться с этими актерами? Обидчивые, идущие на поводу у своих желаний и эмоций, они частенько искаженно воспринимают то, что им говорят. А еще актеры чуть больше, чем обычные люди, зависят от своего настроения, от своего эмоционального состояния. Это профдеформация такая, эмоции актера - его инструмент, естественно, он будет прислушиваться к ним особенно внимательно.

Понятно, что в государственном театре все решают деньги. Не сделал то, что режиссер говорит - не получил зарплату. Логично?

А если это начинающий театр, у которого еще нет зарплат, а деньги актеры получают сразу на руки после спектаклей? А если это вообще полулюбительский коллектив или народный театр, где денег не зарабатывают и, поэтому, не платят?

Значит, нужно учиться разговаривать с актерами. И четко отслеживать подтекст, который можно считать в вашем сообщении.

Вот, смотрите, такая бытовая ситуация - часть актеров не пришли на репетицию. Выгонять их из театра? Ну, тогда театр без актеров останется. Нет, нужно правильно научиться с ними работать, мотивировать их.

Посыл "Сегодня кто-то вообще приходить собирается?" несет в себе негативную коннотацию. Подтекст такой тут: "Чего это вы, нехорошие люди, не ходите-то?"

Дальше у актеров в голове происходит интересный процесс. Сначала они чувствуют себя виноватыми и вообще плохими людьми. Недолго. И вот тут начинается самое главное! Человек себя плохим чувствовать не любит. Поэтому следующий этап - перенос. Из-за чего я стал плохой? Потому что я не пришел на репетицию. Но у меня же были веские причины? Были. Значит, я не плохой. А кто тогда плохой? Режиссер, помреж, да и вообще сам спектакль дурацкий.

Как обойти эту ситуацию? Переформулировать, поменять подтекст. Вложить туда другое.


Например:

  • Начать увлеченно обсуждать с теми участниками, кто был, то, что было на прошлой репетиции. Вспоминать смешные моменты, рассказывать то, что было особенно классным. Тем, кто пропустил, станет интересно, и к следующей репетиции они постараются быть. Ну, чтобы опять не пропустить все самое-самое.
  • Воззвать к коллективному духу. Сказать о том, что вместе мы - сила, что каждый участник важен, что спектакль может родиться только при участии всего состава. Без обвинений и упреков - просто рассказать о перспективах, которые всех ждут впереди.
  • Использовать юмор. Тут комментировать не буду, ибо решений - тысяча и одно. Когда людям смешно, когда они улыбаются, то они испытывают положительные и очень приятные эмоции. И эти эмоции будут связаны с тем поводом, каким они были вызваны.

Это только верхушка айсберга! Мы уверены, что вы придумаете еще много-много своих формулировок и... поделитесь ими с нами в комментариях!

Продуктивной вам работы!