ВАЗ-2106 "Жигули": самый популярный ВАЗ

После постановки на конвейер первых «Жигулей» их конструкторы сразу же задумались о модернизации – они понимали, что автомобиль из прошлого десятилетия в условиях быстроменяющейся автомобильной моды быстро устареет.

Если советские автолюбители относились к первым машинам Волжского автозавода как к чему-то новому, то конструкторы и дизайнеры относились к ним как уже к пройденному этапу.

Однако руководство завода понимало, что предприятие слишком дорого обошлось государству, да и разработка новой линейки займёт много времени, но маленький рестайлинг всё же требуется. Компромисс виделся только в том, чтобы малой кровью осовременить существующее семейство, первым продуктом чего стал появившийся в 1974 году ВАЗ-21011, на очереди стоял «люксовый» седан ВАЗ-2103.

Как из «тройки» сделать «шестёрку»

Обновление «тройки» было решено проводить в двух направлениях : техническом и дизайнерском. Первое направление сводилось к созданию более мощного силового агрегата на базе двигателя ВАЗ-2103 путём максимального увеличения хода поршня до 80 мм и литража мотора до 1568 см?

ВАЗ-2103
ВАЗ-2103
ВАЗ-2103
ВАЗ-2103

Это решение повлекло за собой некоторые непредвиденные трудности: впускная система не справлялась с возросшей нагрузкой, двигатель задыхался на высоких оборотах, из-за чего пришлось изменить некоторые элементы трансмиссии. Но оно того стоило:

1) мощность выросла до 80 лошадиных сил;

2) на 12 % увеличился крутящий момент;

3) максимальная скорость возросла на 4 км/ч;

4) разгон до сотни занимал теперь 16 секунд.

Вместе с тем дизайнерская работа была намного сложнее: требовалось не просто создать какие-то новые внешние элементы, а вписать их в исходный лаконичный облик, не испортив, при этом осуществить это с минимальными затратами.

Изменения, прежде всего, коснулись решётки радиатора, которая теперь обрела пластиковые «очки» вокруг фар, появились новые бамперы с пластиковыми накладками на концах и пластиковыми клыками, катафоты переместились с торцов дверей на задние крылья. Отдельно стоит сказать об оформлении задней части кузова, в частности о задних фонарях: теперь в едином блоке объединились все функции задней оптики (впервые в истории отечественного автомобилестроения).

ВАЗ-2106
ВАЗ-2106

Салон стал богаче: теперь он отделывался велюром, у передних сидений появились подголовники, на руле и на верхних накладках дверей («батонах») красовались затейливое тиснение, передние подлокотники стали более современными и безопасными, и впервые на отечественном авто появилась аварийная сигнализация с соответствующей лампочкой на торпедо.

Но как бы это противоречиво ни звучало, при создании самой дорогой машины всей «жигулёвской» линейки предпринимались всякого рода упрощения: повторители поворотов «тройки», выполненные в ромбовидной форме со сложными сопряжениями, были упрощены и сделаны в виде прямоугольника, та же участь постигла и бампера – сложные окончания в виде буквы «Г» заменил прозаичный пластик.

ВАЗ-2106
ВАЗ-2106

Как и предыдущие модели линейки, ВАЗ-2106 активно поставлялся на экспорт. Причём версия для каждой страны немного отличалась от стандартной машины. Например, версия для Великобритании выпускалась с правым расположением руля, а версия для Канады отличалась «безопасными» пластиковыми бамперами со встроенными поворотниками и оптикой, соответствующей североамериканским стандартам.

Самая дорогая вазовская машина с годами не становилась лучше, а постоянно удешевлялась. Первым делом исчезли хромированные молдинги, обрамляющие пороги и выступы арок, а пластиковые «очки» стали чёрными; надёжный карбюратор «Weber» был заменён на сложный «Озон», появились варианты с двигателями от ВАЗ-21011 и ВАЗ-2103.

После развала СССР упрощения стали ещё кардинальнее: облицовка радиатора и зеркало заднего вида стали пластиковыми, с задних крыльев исчезли катафоты, дорогой велюр обивки салона уступил место дешевому текстилю, окраска салона стала серой, был убран боковой молдинг (справедливости ради стоит отметить, что позже его вернули).

Статус «шестёрки» пошатнулся после появления более современного ВАЗ-2107, а появление в стране машины уже нового поколения ВАЗ-21099 и поддержанных иномарок бизнес-класса окончательно уничтожили былой «люксовый» статус.

Однако популярность автомобиля не стала меньше: старшее поколение автомобилистов смотрело на «шестёрку» как на тот самый «люкс», преимущества «шестёрки» же над другими «Жигулями» были в мощном моторе, более дорогой отделке и ставшими уже классическими внешности и оформлением салона.

ВАЗ-2106 – автомобиль-рекордсмен: он выпускался почти тридцать лет на четырёх разных автозаводах, в советское время ВАЗ-2106 был самым дорогим автомобилем, находившимся в свободной продаже. Его стоимость составляла целых 9100 рублей, что на сто рублей дороже более сложной «Нивы».

При всех своих недостатках «шестёрка» в советское время становилась предметом вожделения. А после распада СССР «шестёрка» стала сначала самым массовым российским автомобилем – всего было выпущено более четырёх миллионов экземпляров, а позже и самой популярной отечественной легковушкой.

Понравилась публикация?
Тогда подписывайтесь на этот канал и не забывайте ставить "лайк" — это лучшая награда для автора.
А также читайте нас в Телеграм (@followtech)