Почему в смартфонах Xiaomi нет NFC. Коротко и ясно.

22.06.2018

Технология Near Field Communication долгое время искала себя в смартфонах. Производители предлагали использовать данный модуль передачи данных для разных целей: мгновенный обмен электронной визиткой, обмен файлами, некоторые производители одно время даже вкладывали в коробку со смартфоном NFC-наклейки, которые пользователь мог расклеить в разных местах своего пребывания для автоматического включения/выключения определенных функций.

Но самое толковое применение для NFC-модулей добавили сервисы Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay (ныне переименованный в Google Pay). В соответствующем приложении нужно зарегистрировать свою банковскую карточку, а затем можно будет простым прикосновением смартфона к кассовому терминалу оплачивать покупки. Решение это настолько удобно и элегантно, что NFC-модуль в смартфоне тут же стал необходим как воздух каждому современному юзеру - смартфон всегда под рукой, за ним не нужно лезть в бумажник, к тому же это абсолютно безопасно.

Сам модуль NFC обходится производителям в буквально "копеечную" стоимость. Тем становится более странно то, что китайские производители, наводнившие Россию и страны СНГ недорогими смартфонами не снабжают свои бюджетники этой недорогой технологией. Если Huawei, который ориентирован на американский и европейский рынок больше других китайцев, все же часто не игнорируют NFC, то Meizu, Xiaomi и другие более мелкие бренды ставят модуль только в достаточно дорогие аппараты.

Для большинства потребителей это странно, многие с радостью бы переплатили пару долларов за полезную функцию, но китайцы непреклонны - нет NFC чипов для бюджетников и всё тут.

На самом деле все просто - азиаты в принципе и китайцы в частности не пользуются NFC, добавлять его в смартфоны может быть и недорого, но если полутора миллиардам потенциальных покупателей эта технология не нужна, то зачем производителю тратить на нее хоть сколько-нибудь денег и времени?

Выходит, китайцы не пользуются мобильными платежами и по старинке вставляют пластиковые карты в терминалы?

Не совсем так. Уже в 2016 году объем мобильных платежей в Китае превысил 5,5 триллионов долларов! А это, на минуточку, чуть больше половины ВВП страны.

Запутались? А помните вот такие штуки:

Данный QR-код ведет на интересную статью;)
Данный QR-код ведет на интересную статью;)

Наверняка уже забыли. У нас, европейцев и в Америке QR-коды не прижились. Запускать специальное приложение, сканировать код, чтобы узнать, что за ним скрыта ссылка на сайт - слишком долгий путь для нас. Нам проще открыть приложение браузера и ввести адрес сайта вручную, потому что у нас на клавиатурах смартфонов буквы, а не иероглифы.

QR-коды придумали в Японии в нулевых годах и активно пользуются ими по сей день. В Китае QR тоже оценили и даже нашли им удобное применение.

Как работают бесконтактные платежи в Китае.

В 2011 году, мир повально помешался на мессенджерах - WhatsApp прочно засел в смартфонах по всему миру, однако, в Китай его не пускал великий китайский фаерволл, поэтому мудрые китайцы создали его аналог - Weixin. Мы его знаем и можем найти в магазинах приложений под именем WeChat.

Но WeChat стал чем-то большим, чем просто мессенджером, он стал соцсетью, рекламной платформой, платежной системой, а еще в нем появился удобный сканер QR-кодов.

Как мне кажется именно такое будущее для Telegram представляет себе Павел Дуров.

WeChat насчитывает более 700 млн активных пользователей. 700 млн активных пользователей, которые ежедневно сканируют QR-коды. QR-коды там везде. Каждый пользователь или компания, которые заводят свой аккаунт в WeChat получает уникальный персонализированный QR-код.

Лавка на рынке в Китае.
Лавка на рынке в Китае.

Все крупные компании Китая используют WeChat также активно, как наши компании используют банковские терминалы - у каждого товара, услуги, маркетинговой акции, у всего есть свой код. Этим пользуются как крупные торговые сети, так и продавцы овощей на рынках и прилавки с фаст-фудом. Даже на бейджике официантов в кафешках есть код, просканировав который можно начислить ему чаевые.

Бейдж официанта с QR-кодом для перечисления чаевых.
Бейдж официанта с QR-кодом для перечисления чаевых.

Так все и работает - приходишь в ресторан, заказываешь, ешь, просишь принести тебе счет, на счете автоматически генерируется QR-код, который при считывании через WeChat снимает с твоей карты нужную сумму. Все гениальное - просто.

Таким же образом можно занять денег у друга, даже подать милостыню попрошайке!

QR-код в Китае настолько обычное дело...
QR-код в Китае настолько обычное дело...

Именно поэтому в недорогих китайских смартфонах нет NFC. Основная часть продаж бюджетных моделей смартфонов приходится на домашний рынок, а настраивать производственную линию на еще одну модель, оснащенную модулем NFC затратно и нецелесообразно по мнению производителей техники. В дорогие модели, которые лучше продаются в более обеспеченной Европе ставить копеечный модуль целесообразно, а в бюджетки - нет.

Может и нам NFC не нужен.

К сожалению (или к счастью) считывание кодов у нас не прижилось, объективные причины этого я объяснил выше. Возможно с ростом популярности китайских смартфонов на Западе ситуация и начнет меняться, когда производители увидят, что модуль NFC для многих уже стал одним из важных пунктов при выборе смартфона, тогда им будет проще ставить чип во все модели смартфонов, чем размениваться по мелочи. Многие производители в рекламе своих продуктов уже сейчас

Xiaomi, например, уже вовсю готовится к выходу на рынок США, где PayPass технология активно используется и пользуется не меньшей популярностью, чем QR в Китае. Скрестим пальцы и будем надеяться, что агрессивный американский рынок вынудит китайцев на подобный шаг.

P.S. Спасибо что прочитали статью до конца!
Если вам было интересно, поставьте большой палец вверх и подпишитесь на канал.
Для нас это лучшая поддержка!