«Американец», ставший русской легендой.

31 October 2018
9,7k full reads
5 min.
13k story viewsUnique page visitors
9,7k read the story to the endThat's 70% of the total page views
5 minutes — average reading time

                                   (https://topwar.ru/27985-rekordsmen-lend-liza-studebaker-us6.html)
(https://topwar.ru/27985-rekordsmen-lend-liza-studebaker-us6.html)

Эта машина для нас символ Великой Отечественной. Хотя машина не российская - иностранная. Она задала многим нашим шоферам другие стандарты автомобиля. Не только практичного, но и комфортабельного, даже в случае армейского грузовика. Благодаря ему фирма разработчик получила грамоту от имени главы Советского Государства в годы войны И.В. Сталина.

Имя этой машине: «Studebaker US6», но мы ее звали "Студебекер".

Фирма «Studebaker» известна была в первую очередь легковыми автомобилями – с изысканным дизайном, и часто дешевле чем аналогичные модели конкурентов. Выпускала и коммерческие грузовики. При приближении Второй Мировой Войны на их базе были разработаны армейские модели.

Модель «K25S» не прошла конкурс на поставки в армию. Но мощности победителя – Дженерал Моторс, оказалась недостаточны для обеспечения всех потребностей армии США и союзников. Тогда США начали поставки в рамках программы: «Ленд-лиз» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленд-лиз) В результате, был заключен контракт на поставки в вспомогательные подразделения армии США и для «Ленд-Лиза» новой модели «Студебекера»- «Studebarker US6». Она была уже специально спроектирована для нужд военного времени. Именно он стал у нас просто «Студебекером».

«K25S» отличался от гражданского «K25» только полным приводом.

В отличии от него «US6 (United States 6)» был самостоятельной разработкой, с использованием ряда элементов от других моделей как самого «Студебекера», так и «General Motors». «6» здесь обозначало количество колес. Интересно, что в американской армии «US6» были востребованы в основном в инженерных частях, действовавших на Аляске. То есть, в регионе близком по климату СССР. Вообще эту модель часто поставляли на театры военных действий с суровым климатом и рельефом. Ближний Восток, Бирма, Австралия (им пришлось воевать в Юго-Восточной Азии), были поставки в Латинскую Америку. В нашей армии он официально был на вооружении еще в 60-е годы. Фактически и в 70-е.

В СССР слово «Студебекер» стало синонимом грузовика. Так, же он стал официальным носителем «Катюш» всех основных типов, кроме БМ-30. БМ-8, БМ-13 и БМ-31 и их модификации почти всегда размещались на Студебекерах.

                                  (http://gvtm.ru/studebaker-us6-c-ustanovkoy-zalpovogo-ognya-bm-13)
(http://gvtm.ru/studebaker-us6-c-ustanovkoy-zalpovogo-ognya-bm-13)

Он же, после некоторый изменений, был запущен в 1948 году в производство, как ЗИС-151.

Технические особенности:

«Studebaker US6» как и остальные американские машины, поставленные в те годы по «Ленд-лизу», выгодно отличался от наших грузовиков комфортом, вместительность водительской кабины, вниманием к мелочам. Общий технический уровень машины был, несомненно, выше. Но это неудивительно. Наши машины образца 1941г. были модернизацией американских разработок 30-х. Новые модели, а также глубоко модернизированные старые, мы успели только испытать. С началом войны мы сосредоточили усилия на производстве боевого оружия – танков и самоходной артиллерии. А в вопросах снабжения вспомогательной боевой техникой – автомобилями, тягачами, БТР, мы положились на союзников.
Большим плюсом именно «US6» перед другим «американцами», были более низкие требования к бензину и маслу. Для чего производитель снизил степень сжатия. Но и он был требовательнее чем наши машины тех лет. Даже авиационный бензин у нас уступал автомобильному в США. По отечественному руководству к данной машине, мы снижали степень сжатие еще больше, мощность снижалась, но появлялась возможность использования нашего топлива и масла.

Вопреки инструкция завода-изготовителя, в СССР для этой машины рекомендовалась грузоподъёмность 4т (с 1945г 3,5т.) – вопреки изготовителю, указавшему – 2,5 тонны. А на хорошей дороге у нас допускалось и 5 т. груза.

Студебекер уже имел на большей части выпуска полный привод на все колесные оси, по формуле 6х6, с жестким подключением переднего моста и понижающей передачей. Часть выпуска оснащалась штатной лебедкой самовытаскивания – неведанное дело для СССР. Передач в коробке было 5. Трогались штатно со второй передачи. Поэтому первая была рядом с задней, так, чтобы их легко было переключать. Непривычно, и удобно в боевых условиях, когда водители призывники новобранцы. Печки не было, но ее вообще редко ставили на автомобили тех лет. Но кабина была без сквозняков и с пневматическим приводом щеток ветрового стекла. В сочетании с огромным объемом кабины, полным комплектом светотехнического оборудования, большей надежностью, и ремонтопригодностью грузовика, это сделало его любимцем СССР на долгие годы.

(Фото из экспозиции музея Транспорта в Москве, Наталья Болдырева 2018г. ©, табличка к другому экспонату)
(Фото из экспозиции музея Транспорта в Москве, Наталья Болдырева 2018г. ©, табличка к другому экспонату)

«Студебекеры» и ЗИС-151 (ЗИЛ-157)

ЗИС-151 похож на «Studebaker US6 » , больше чем обычно пишут. Достаточно сравнить двигатели: ЗИС-120 и Hercules JXD. ЗИС-120 ближе к двигателю «Студера», чем к своему официальному предку ЗИС-5. Но дело не в отсутствии способных инженеров. Свои разработки подобных машин и на ЗИС и на ГАЗ. Но, как и в случае с разработкой ракет или самолетов, вмешался дефицит времени и материального ресурса. Поэтому ЗИС-151 отличался, по сути, по мелочи, плюс большая масса, ради дублирования баков. ЗИЛ-157 имел больше отличий, благодаря в том числе появления возможностей массового производства покрышек для односкатных колес. И пример с колесами, очень показателен. И ЗИЛ-157 — это уже очень удачная машина, с более легкой и надежной конструкцией, с большей проходимостью.

Технические характеристики (даны для модификаций с всеми ведущими колесами):

Вес: 4,5 тонн;

Грузоподъёмность: 2,5 тонны (В СССР разрешали с 1945 г 3,5 тонны, на хороших дорогах 5тонн);

Двигатель: бензиновый карбюраторный Hercules JXD. Имел мощность 95 л.с., объем 5,24 литра, имел нижнее расположение клапанов с 6 цилиндрами вертикально-рядного расположения.

Топливо: А-72;

Трансмиссия: колесная формула 6Х6 с жестким подключением передней оси и отсутствием межосевых дифференциалов (постоянная межосевая блокировка), коробка передач механическая 5-и скоростная, раздаточная коробка обеспечивала дополнительно понижающую передачу.

Тормозная система: Барабанные с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем.

Максимальная скорость: 69 км/ч. ;

Объем топливного бака: 150л.;

Расход топлива:

без груза 0,38 л/км.;

с грузом 0,45 л/км.;

Дальность хода: 400 км.;

Последний доказанный факт использования «US6» в нашем «народном хозяйстве» зафиксирован в 1988г.

Использованы данные:

http://www.studebakerdriversclub.com/StudebakerTruckHistory.asp,

https://www.kolesa.ru/test-drive/studebaker-us6-chestnost-poamerikanski-2015-07-17,

http://parm.mybb.ru/viewtopic.php?id=388,

http://stan-1.ru/a-poslevoennye-gruzoviki-nashi/,

http://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=140819,

http://русская-сила.рф/guide/army/tr/zis151.shtml,

http://autobelyavcev.ru/studebaker-us6/,

https://topwar.ru/14839-luka-i-katyusha-protiv-vanyushi.html.

Федор Болдырев 2018г. ©

Фото: Наталья Болдырева 2018г. ©, а также: http://gvtm.ru/studebaker-us6-c-ustanovkoy-zalpovogo-ognya-bm-13, https://topwar.ru/27985-rekordsmen-lend-liza-studebaker-us6.html.