Су-30СМ2 - наш ответ на F-15EX

1 February
Су-30СМ (базовый вариант)
Су-30СМ (базовый вариант)

Введение

В 90гг. XX века в прессе широко обсуждались перспективные проекты боевых самолетов пятого поколения. Как тогда думалось, они уже в начале XXI века заменят в боевых порядках сильнейших военных держав мира боевые самолеты четвертого поколения. Но, в итоге, по причинам, как экономико-политическим, так и военно-техническим, этого не произошло. Хотя выпуск боевых самолетов пятого поколения и был налажен, сначала в США, потом в КНР, сейчас налаживается и в России, основу боевых порядков составляют истребители четвертого поколения. Они продолжают модернизироваться и выпускаться. Одна из причин - высокая стоимость истребителей пятого поколения, затрудняющая их массовый выпуск даже в США. Это хорошо видно на судьбе F-22 Raptor. Активно выпускаемый F-35 Lightning II, по сути, не является полноценным истребителем пятого поколения из-за ограничений, на данный момент, по крейсерской скорости полета и многочисленных технических недоделок[1]. В итоге и США и Россия активно модернизируют самолеты четвертого поколения, как одну из основ своих ВВС в ближайшие годы. В США таким проектом является F-15EX. В нашей стране его аналогом следует считать Су-30СМ2. Его еще называют: «Супер Сухой». Такой же двухместный, многоцелевой истребитель, так же носитель гиперзвукового оружия. Американский образец только поднимется в воздух в текущем году. Наш же уже будет поставляться в ВКС России в этом году оценочным числом в шесть единиц[2].

Базовый Су-30СМ ВВС Казахстана
Базовый Су-30СМ ВВС Казахстана

Описание самолета

В основе конструкции самолета уже освоенный авиапромышленностью и в армии Су-30СМ. Но новая модификация получила ряд усовершенствований, которые не только повысят боевые возможности крылатой машины, но и унифицируют его с Су-35С и Су-57. Это не только позволит облегчить производство и эксплуатацию боевых машины в наших ВВС, но и ускорит внедрение в производство и эксплуатацию Су-57.

Мотор АЛ-41Ф-1С
Мотор АЛ-41Ф-1С

Новинка получит новейший авиадвигатель АЛ-41Ф-1С, он более мощный и более экономичный, имеет изменяемый вектор тяги. Это повысит летные качества самолета, его маневренность, способность брать большую полезную нагрузку и иметь более энергоемкое и, следовательно, более мощное бортовое оборудование.

РЛС "Ирбис"
РЛС "Ирбис"

Теперь он оснащается РЛС «Ирбис» с пассивной фазированной антенной решеткой. Ранее ею оснащали только Су-35С. Она способна обнаруживать цели класса «истребитель» на дальности до 400 км, с одновременным сопровождением до 30 целей и наведением ракет на восемь из них.

РЛС "Барс"
РЛС "Барс"

Для сравнения: ранее на Су-30 ставили РЛС «Барс», с дальностью обнаружением воздушных целей 140км. Разница потенциалов неудивительна, с учетом начала создания «Барс» в 80-е гг. XX века, в то время как, РЛС «Ирбис» начали создавать в 2004 году. Также Су-30СМ2 получил систему связи и обмена данных от Су-57: ОСНОД (объединенная система связи, обмена данными, навигации и опознавания) последнего поколения. Она, в частности, позволяет управлять с борта самолета беспилотными летательным аппаратами. Заменено и другое бортовое оборудование. В частности, стоит новая бортовая ЭВМ, бортовой комплекс обороны, попутно это позволило уменьшить долю иностранных комплектующих в конструкции истребителя. Также он получает новые системы вооружения, включая гиперзвуковую ракету Х-32, способную со скоростью 5,400 км/ч пролетать 1000 км и поражать наземные и морские цели. Повышены способности боевого самолета по борьбе с вражескими БПЛА. В данную модификацию собираются перестроить и уже имеющеюся в частях Су-30СМ. Это прямая аналогия с F-15EX.

Заключение

Схожие условия и требования рождают, в, казалось бы, разных странах, одинаковые способы решения проблем. И мы и США идем примерно одним путем в решении задачи усиления своих ВВС в существующих условиях. Здесь нет копирования идей какой-либо из сторон. Но путь модернизации старых самолетов оправдан, как экономически, так и военно-политически. И нам, и США, часто приходится иметь дело с противниками со слабой ПВО, против которой не нужна малозаметность истребителей пятого поколения. А там, где ПВО сильная, мы можем использовать истребители пятого поколения для целеуказания истребителям четвертого поколения с гиперзвуковым оружием на борту. Из-за отсутствия внешней подвески вооружения применять существующее гиперзвуковое оружие с самолетов пятого поколения затруднительно.

Источники:

https://iz.ru/1057928/anton-lavrov-roman-kretcul/priliv-sily-do-kontca-goda-su-30sm2-vzletit-s-novym-dvigatelem,

https://aviation21.ru/pervyj-polyot-istrebitelya-su-30sm2-ozhidaetsya-do-konca-tekushhego-goda/,

https://zen.yandex.ru/media/survival_task/modernizirovannyi-su30sm-okazalsia-kuda-moscnee-chem-ranee-schitalos-5f5b0eec56f2d820a90e14b8,

https://topwar.ru/175067-su-30sm2-nuzhen-li-rossii-super-suhoj.html,

https://bmpd.livejournal.com/4240466.html,

http://bastion-karpenko.ru/irbis-rls/,

http://bastion-karpenko.ru/bars-rlsu/,

http://bastion-karpenko.ru/?s=%D1%81%D1%83-30%D0%A1%D0%9C2,

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10441631,

Иллюстрации: Wikipedia.org, https://www.niip.ru/,

Федор Болдырев 2021©

[1] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10441631

[2] https://bmpd.livejournal.com/4240466.html

Моя статья о перспективах авиации в 2021 году - тут.