Введение
С начала XXI века Турция начала активно развивать свою военную промышленность. Причем это был еще до прихода к власти Партия справедливости и развития Реджепа Эрдогана. Но с ее окончательным приходом к власти в 2014 году процесс продолжался дальше, несмотря на все его трении со светски настроенной консервативной части офицерского корпуса Турции. В 2010 году начали работы над национальным турецким истребителем TF-X – первым в истории Турции. По тогдашним планам разработчиков он должен был служить в будущем вместе с американскими истребителями 5 поколения F-35A, заменив вместе с ними истребители третьего поколения F-4 Phantom II и F-16. В 2013 уже были готовы макеты трех различных вариантов истребителя: однодвигательная «утка» (с передним горизонтальным оперением), однодвигательный традиционной аэродинамической схемы и двухдвигательный традиционной аэродинамической схемы. Но в 2014 году был решили, что создание такого самолета неподъемная ноша для Турции. И стали обсуждать закрытие программы. Но все-таки программу продолжили. А в 2019 году политические противоречия между Турецкой республикой и США привели к исключению Турции из программы производства и поставок F-35. В итоге турки программу создания своего боевого самолета 5 поколения возобновили с новыми силами. В настоящее время он переименован в TF. О нем подробнее пойдет речь ниже.
Описание
Полноразмерный макет истребителя впервые показали в 2019году. Это двухдвигательный самолет классической аэродинамической схемы. Первый полет планируется в 2026 или 2027 годах. Создание самолет разбито на несколько этапов. Сначала будет создан истребитель первого этапа - Block-0. Его задача чисто экспериментальная. Он будет истребитель поколения 4+ - без «стелс» -технологий, БРЛС с АФАР, на нем будет стоять иностранная силовая установка и иностранная авионика. В качестве двигателя выбран двигатель производства США, по авионике, бортовому радиоэлектронному оборудованию и не только намечается сотрудничество с Россией. Следующий этап будет именовать Block-1. Это будет уже серийный истребитель поколения 4++. На нем уже будет стоять современная БРЛС и системы вооружения. Следом на конвейер встанет TF этапа Block-2. Подразумевается, что это уже будет 5 поколение истребителей, и он будет иметь двигатели, авионику и системы оружия национального производства, обладать технологией "стелс".
В качестве двигателя первых этапов выбран американский General Electric F110, которые так же ставятся на истребители F-16 последней версии F-16 «Viper», поставки которых запланированы в ВВС Турции, в качестве компенсации за отказ в F-35. Из анализа планера ТF ясно, что он рассчитан на высокие скорости полета и сверхзвуковую крейсерскую скорость.
Вооружение будет размещаться во внутренних отсеках.
В его состав войдут ракеты две ракеты «воздух-воздух» малой дальности, четыре средней и большой дальности, как европейского, так и национального турецкого производства.
Также ракеты «воздух-поверхность» и бомбы, включая управляемые, калибром от 110 до 900кг. Это оружие, также будет как импортное, так и национального производства.
РЛС с АФАР собственной разработки из нитрида галлия (GaN), интегрированные вычислительный комплекс (компьютер миссии), система инфракрасного поиска и сопровождения (IRST, устанавливается перед кабиной), комплект РЭБ и электрооптическая система наведения (EOTS, по-турецки BEOS, с функционалом аналогичным истребителю F-35).
Интеллектуальную кабину пилота планируется оборудовать несколькими панорамными дисплеями с графическим интерфейсом, системами данных об окружающей обстановке, цифровыми картами, а также высокотехнологичными устройствами связи и системой прицела на шлеме пилота (HMDS). Функционал кабины также подразумевает распознавание голоса и голосовое управление, высококачественные аудиосистемы и синтетическое зрение.
Размеры самолета будут больше, чем даже американского F-22 и китайского J-20.
Заключение
Многофункциональный истребитель TF еще не взлетел в воздух. Но уже привлек внимание оружейной общественности. В частности, благодаря, его пиару как первого исламского истребителя самостоятельной разработки и пятого вдобавок поколения. Действительно производимый в Пакистане JF-17 «Thunder» разработан и производится совместно с КНР на базе китайской версии советского МиГ-21 - J-7. Учитывая опыт других амбициозные проектов турецкого ВПК следует быть осторожными с прогнозами. Тем более, что уже неоднократно сроки выполнения TF смещались, из-за чего я не стал указывать точное время исполнения этапов его разработки. Но сам факт такой разработки говорит не только об амбициях Турции, он говорит и возросшем за последние десятилетий ее научно-техническом потенциале. Даже если он не состоится, по тем или иным причинам, попытка его реализации, сможет значительно развить потенциал турецкой науки, техники и промышленности.
Источники
https://vpk.name/news/89428_idef2013_turciya_pokazala_tri_koncepcii_novogo_istrebitelya_tfx.html, https://invoen.ru/analitika/tf-x-turezkij-istrebitel-5-pokolenija-natshalo/, https://invoen.ru/analitika/https-invoen-ru-analitika-tf-x-turezkij-istrebitel-5-pokolenija-tshast-ii/, https://invoen.ru/analitika/tf-x-turezkij-istrebitel-5-pokolenija-tshast-iii/,