ЗИЛ-157 – Прорубатель бездорожья

24 October 2018
26k full reads
3,5 min.
31k story viewUnique page visitors
26k read the story to the endThat's 84% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
                                                                ЗИЛ-157 (http://gruzato.ru/zil-157.htm)
ЗИЛ-157 (http://gruzato.ru/zil-157.htm)

Посвящаю своему отцу Ю. А. Болдыреву (1938-1999)

ЗИЛ-157- его называют потомком «Студебекера» и говорят, что он главный герой «Тропы Хо Ши Мина». О нем с ностальгией говорят, шоферы, ездившие на нем по бездорожью. 157-ой превосходит по проходимости даже ГАЗ-66. И даже его внешность трудно забыть. Клиновидная форма капота одна из причин его прозвища «Колун». Другая причина, как мне объясняли в наших селах - "он же колун", за его способность проехать почти везде. Это самый известный из его эпитетов. Были и другие, порой не менее выразительные.

Он действительно потомок «Студебекера" (Studebaker US-6) и дитя Великой Отечественной. Еще до начала Второй Мировой нашей армии стали нужны грузовики повышенной проходимости. Такие модели были разработаны на ЗИС и ГАЗ. Так же были успешно разработаны и освоены в серийном производством шарниры равных угловых скоростей, без которых невозможен сделать ведущими все колеса. Но массовое производство этих моделей не успели запустить до нападения Германии. А в связи с начавшимися трудностями в ходе войны, их производство приостановили. Наша промышленность продолжала выпускать довоенные общие для гражданского и армейского применения. Но большая часть автопарка нашей армии была обеспечена поставки по Ленд-Лизу, превосходившие наше производство не только количеством автомобилей, полученных нами, но их качеством. Это были именно армейские машины, разработанные под нужды войны. Мы выиграли войну. Но выводы сделали не только из наших побед. Но и из наших ошибок и поражений. И было приняты меры по наращиванию не просто выпуска автомобилей, но и по массовому производству специальных армейских моделей. Для ускорения разработки и постановки на конвейер, за основу часто брались иностранные конструкции. Легенда Великой Отечественной «Studebaker US-6» стал основой для разработки среднетоннажного ЗИС-151 (ЗИЛ-151). Но, хотя грузовик и поставили на вооружение и выпускали с 1948 по 1958гг., он имел ряд серьезных проблем в конструкции. Их заметили еще на стадии заводских испытаний. По сути, он был хуже своего американского прародителя. Тяжелее его по массе, что в сочетании с оставшимися «по наследству» двускатным колесами на средней и задней оси снизило проходимость. Двигатель приводил к перегреву. Многие узлы были ненадежны. Водитель имел плохой комфорт и по тем временам. Поэтому, не прекращая испытаний, начали работы по его модернизации. Многие решения, сначала внедрили на БТР-152, созданный на шасси ЗИС-151. Были внедрены более мощный двигатель, односкатные колеса. Улучшена надежность проблемных узлов и обеспечен хороший уровень комфорта для тех лет. Выпуск начался в 1958 г. на московском заводе ЗИЛ и продолжался до 1994г. С двумя модернизациями в 1961г. и в 1978г. Модернизация 1961г. получила индекс ЗИЛ-157К. Модернизация 1978г. получила индекс ЗИЛ-157КД. Производство с 1978 года велось не в Москве, а на филиале ЗИЛа в Новоуральске Свердловской области, тогда известного как Уральский автомоторный завод (УАМЗ). В процессе эксплуатации он заслужил любовь своих пользователей. Как в армии, так и на «гражданке». За проходимость, простоту конструкции и ремонтопригодность. И сейчас, отдельные экземпляры ЗИЛ-157 и работают в экономике и служат в армии. В 1958 г. этот грузовик стал лауреатом золотой медали на выставке в Брюсселе.

Основные технические особенности и решения:

ЗИЛ-157 имеет двигатель ЗИЛ-157 – карбюраторный, бензиновый, рядный, 6 цилиндровый, с алюминиевой головкой блока цилиндров. Мощность после двух модернизаций в 1961 г. и в 1978г достигла выросла с 104 л.с до 109 л. с. Двигатель стал именоваться ЗИЛ-157КД.
Имел сложную систему карданных валов в трансмиссии, наследство “Studebaker US-6”. Их 5 штук. Машина имеет 5 ступенчатую механическую коробку передач с синхронизированными передачами с 2 по 5 передачи. Также есть понижающее передача и жестко подключаемый передний мост. Средний и задние мосты всегда ведущие и между собой подключены без дифференциала. Таким образом ЗИЛ-157 имел везде постоянную межосевую блокировку. Межколёсные блокировки отсутствовали. Считалось тогда, что они дают небольшое увеличение проходимости, и значит не нужны на автомобилях с числом осей свыше двух.

Данный грузовик первый в мире получил на серийном автомобиле систему централизованной регуляции давления в колесах. Ее опробовали сначала на БТР-152, а также на амфибии БАВ - 485 (ЗИС-485), унифицированных с ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Она обеспечила ему проходимость на уровне гусеничных машины.

Технические параметры:

Грузоподъёмность: твердое покрытие 5 тонн. Грунтовое покрытие 2,5 тонны;

Полная масса: 10,23 тонны;

Клиренс 310 мм;

Максимальная скорость: 65 км/ч;

Мощность двигателя: 109л.с.;

Расход топлива: 42 л./100км.;

Число передач трансмиссии: В коробке передач - 5 вперед, 1 назад , раздаточная коробка двухступенчатая;

Привод колес: Полный – с жестко подключаемым передним мостом;

Выпускался в КНР под названием: JIEFANG CA-30.

Массово экспортировался в различные страны мира, где часто используется до сих пор. Использовался как шасси для Реактивных систем залпового огня (РСЗО). На него монтировали БМ-24, использовали как шасси при модернизации БМ-13 («Катюша»), БМ-14. На БМ-13 они часто сменяли «Studebaker US-6», в качестве шасси. До сих пор служат в российской армии как носитель инженерной техники.

Часто было его упоминание в кинофильмах времен СССР. Часты его упоминания и в воспоминаниях людей, служивших в армии или работавших в таких как отраслях как лесная промышленность, работа на Севере, в сельском хозяйстве. Он был незаменим, в условиях отсутствия нормальных дорого и нормального техобслуживания. В современных же репортажах из горячих точек, часто можно увидеть его родственника БТР-152. Их шасси и силовая установка мало отличаются.

Машины служат свои шоферам уже 60 лет.

Характеристики даны, исходя из данных на модификацию 1978 г.

Источники: http://www.gruzovikpress.ru/article/2537-zil-157-korol-bezdorojya/

http://gvtm.ru/zil-157

http://www.cris9.armforc.ru/autowagen_zil157.htm

https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-157/

https://www.zr.ru/content/articles/906006-karernyj-rost/#comments

Федор Болдырев. 2018©