Сверхтяжелый треугольный вертолет с тремя винтами родом из СССР

В Советском Союзе для освоения северных районов использовались в основном вертолеты. Они доставляли оборудование для буровых в труднодоступные регионы. При этом доставить тяжелые буровые установки в районы со сложной местностью не всегда получалось из-за отсутствия тяжелых вертолетов. В конце 80-х в СССР начали разработку уникального треугольного вертолета МИ-32 большой грузоподъемности.

Первый экспериментальны макет вертолета МИ-32
оригинал фото: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/2/8/11894822.jpg
Первый экспериментальны макет вертолета МИ-32
оригинал фото: https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/2/8/11894822.jpg

Заниматься разработкой проекта сверхтяжелого вертолета начали инженеры и конструкторы Московского вертолетного завода имени Миля. Стране для освоения новых нефтяных месторождений требовались вертолеты, которые могли бы доставлять нефтедобывающее оборудование в северные районы СССР, где отсутствовали дороги и железнодорожное сообщение, а посадки самолетов из-за сложного рельефа местности были слишком проблематичными.

Один из макетов вертолета МИ-32 в музее Миля
оригинал фото: https://cont.ws/uploads/pic/2019/5/scale_2400%20%28220%29.webp
Один из макетов вертолета МИ-32 в музее Миля
оригинал фото: https://cont.ws/uploads/pic/2019/5/scale_2400%20%28220%29.webp

Доставить тяжеловесное оборудование в эти районы можно было только вертолетами. На тот момент в начале 80-х самым крупным советским вертолетом, который мог транспортировать на внешней подвеске до 20 тонн груза, был МИ-26. Некоторые конструкции нефтедобывающего оборудования были весом порядка 40-50 тонн. Транспортировать их было весьма проблематично. Иногда использовались два вертолета МИ-26, которые доставляли подобные грузы.

Проектное изображение вертолета МИ-32 с грузом на подвесе
оригинал фото: https://t-yoke.ru/wp-content/uploads/2016/04/Ми-32.png
Проектное изображение вертолета МИ-32 с грузом на подвесе
оригинал фото: https://t-yoke.ru/wp-content/uploads/2016/04/Ми-32.png

Такая транспортировка требовала особого мастерства от летчиков и была очень сложной. Стране необходим был вертолет, способный за один раз увезти до 55 тонн груза. Кроме того, такой вертолет мог бы перевозить не только буровые установки, но и ракеты к местам пусков, где бы их никогда не заметили противники СССР.

Проектировать вертолет начали на основе МИ-26. Чтобы обеспечить грузоподъемность в 55-60 тонн необходимо было спроектировать вертолет втрое мощнее и больше МИ-26. Конструкторы предложили проектировать трехвинтовой вертолет с треугольным корпусом. Проект получил название МИ-32. По сути это был трикоптер, с треугольным фюзеляжем.

Схема расположения винтов МИ-32
оригинал фото: https://t-yoke.ru/wp-content/uploads/2016/04/Ми-32.png
Схема расположения винтов МИ-32
оригинал фото: https://t-yoke.ru/wp-content/uploads/2016/04/Ми-32.png

Управлять такой махиной должен был экипаж из четырех человек — два пилота, борт-инженер и оператор. Последний должен был наблюдать за грузом на подвеске и корректировать действия пилотов. Длина фюзеляжа МИ-32, по задумкам его авторов, составляла 40,5 метров, ширина — 36 метров, а высота 4,5 метра.

Турбовальный двигатель Д-136
оригинал фото http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/01/1.Dvigatel-D-136T-na-MAKS-2009.-1-1600x1016.jpg
Турбовальный двигатель Д-136
оригинал фото http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/wp-content/uploads/2016/01/1.Dvigatel-D-136T-na-MAKS-2009.-1-1600x1016.jpg

В качестве силовой установки для вертолета выбрали шесть двигателей Д-136 — по два на каждый винт. Мощность каждого из двигателей Д-136 на взлетном режиме составляет 10 000 лошадиных сил, а у МИ-32 их планировали ставить сразу шесть. То есть суммарная мощность всех двигателей — 60 000 лошадиных сил.

ВС-90 еще один трехвинтовой вертолет, которые начали проектировать в 90-м году в ОКБ Мясищева. 
оригинал фото: https://ic.pics.livejournal.com/raigap/40496274/2168914/2168914_original.jpg
ВС-90 еще один трехвинтовой вертолет, которые начали проектировать в 90-м году в ОКБ Мясищева.
оригинал фото: https://ic.pics.livejournal.com/raigap/40496274/2168914/2168914_original.jpg

Расчетная скорость вертолета — 230 км/ч, дальность полета 1200 километров. К 1982 году все проектные наработки были готовы, построено несколько макетов МИ-32. Проект ждал только постановления ЦК КПСС и Совета министров о воплощении сверхтяжелого трехвинтового вертолета в жизнь.

Первые серийные образцы МИ-32 должны были появиться в конце 80-х, начале 90-х годов. СССР получил бы уникальную машину, которой не было аналогов в мире. Но постановление о постройке первого опытного вертолета МИ-32 так и не было подписано, а в 1991 году не стало и страны, для которой разрабатывали проект.

МИ-26 так и остался самым крупным вертолетом СССР/России и мира на сегодняшний день. Тяжелее и больше был только В/МИ-12, но их было построено всего два и сейчас они не летают. 
оригинал фото: http://w7t.ru/zooms/7db3/f/02a346c2c2.jpg
МИ-26 так и остался самым крупным вертолетом СССР/России и мира на сегодняшний день. Тяжелее и больше был только В/МИ-12, но их было построено всего два и сейчас они не летают.
оригинал фото: http://w7t.ru/zooms/7db3/f/02a346c2c2.jpg

МИ-32 остался лишь на бумаге и в паре уменьшенных макетов. Новой России такой проект был уже не по зубам, ведь на постройку подобного вертолета, его испытания, а потом и запуск в серийное производство потребовался бы ни один миллиард долларов, а таких денег конечно не было.

Ранее мы рассказывали о советском зенитно-ракетном вертолете ВВП-6 с шестью винтами.

СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ "ТЕХНОДРАЙВ"