1616 subscribers

Украинский "Беларусь"

29k full reads
32k story viewsUnique page visitors
29k read the story to the endThat's 89% of the total page views
2 minutes — average reading time

В советское, да впрочем, и в постсоветское время, самыми распространёнными в нашей стране колёсными тракторами были машины Минского тракторного завода, носившие знаменитую марку "Беларусь", которая стала практически нарицательной - "Беларусями" часто называли любые колёсные трактора классической компоновки. Самые старые трактора семейства "Беларусь", которые можно ещё иногда встретить в реальной эксплуатации, это машины модели МТЗ-5, выпускавшейся с конца 1950-х по начало 1970-х. Один из таких, ещё работающих, тракторов был встречен несколько лет назад в Омской области.

Украинский "Беларусь"

Трактор МТЗ-5ЛС выглядел на все свои годы, но был вполне работоспособен. Машина досталась нынешнему хозяину без кабины, пришлось изготавливать самому, их тех частей, что были под рукой, в частности, что-то пригодилось от кабины трактора Т-40. Зато капот сохранился в оригинальном виде, с выштамповками "Беларусь МТЗ-5ЛС" на боковинах.

Украинский "Беларусь"

Вот только произведён был этот "Беларусь" вовсе не на Минском тракторном заводе в Белоруссии, а на Южном машиностроительном заводе в городе Днепропетровске Украинской ССР. Завод этот до войны планировался как авиамоторный, после войны строился как автомобильный и успел поработать в этом качестве несколько лет, а в итоге в 1951 году был перепрофилирован под выпуск стратегических ракет, начав с производства королёвской ракеты Р-1. И вот на этом же заводе с 1953 года было дополнительно организовано производство колёсных тракторов по документации Минского тракторного, первой выпускаемой моделью стал МТЗ-2. Причин налаживания выпуска тракторов на этом предприятии было несколько. Во-первых, стране были очень нужны трактора, а во-вторых, выпуск тракторов на заводе в Днепропетровске должен был стать "прикрытием" основного ракетного производства. Эффективность такой маскировки вызывает большие сомнения, но, тем не менее, факт остаётся фактом.

Украинский "Беларусь"

В 1958 году на ЮМЗ наладили производство новой модели МТЗ-5, выпуск которой был начат в Минске годом ранее. Так как поначалу никаких существенных изменений в конструкцию не вносилось, то трактор так и выпускался под маркой МТЗ-5 "Беларусь", производство этой модели продолжалось до 1972 года. Судя по заводской табличке, этот трактор был выпущен в 1969 году.

Украинский "Беларусь"

Дополнительные литеры в индексе модели означают следующее: "Л" - запуск двигателя от пускача, а "С" - наличие десятиступенчатой коробки передач. На тракторе устанавливался двигатель Д-48Л мощностью 40 л.с. Основное назначение МТЗ-5ЛС - работа в сельском хозяйстве, он агрегатировался с большим количеством всяческих сельхозмашин, кроме этого, МТЗ-5ЛС использовался и как шасси для гидравлических экскаваторов малого класса.

Украинский "Беларусь"

Не удивлюсь, если этот трактор-ветеран до сих пор выполняет свою привычную работу, продукция ЮМЗ всегда славилась своим качеством - сказывалась высокая культура производства на оборонном предприятии. С 1971 года на Южмаше начал выпускаться новый трактор ЮМЗ-6Л/6М, разработанный путём последовательной модернизации всё того же МТЗ-5. В дальнейшем в КБ ЮМЗ продолжали работать над усовершенствованием выпускаемых машин, в результате чего появилась модель ЮМЗ-6АЛ/6АМ, которая первой заслужила "Знак качества" среди тракторов и получила звание "Машина года". А с 1978 года на ЮМЗ параллельно с ЮМЗ-6АЛ/6АМ начала выпускаться модель ЮМЗ-6АК, получившая новую гидравлическую систему и новую просторную кабину. Такой трактор стоит по соседству со старичком МТЗ-5ЛС и можно наглядно увидеть результаты эволюции.

Украинский "Беларусь"

Кстати, в 1993 году, в эпоху конверсии, выпуск тракторов ЮМЗ-6АК был налажен на другом советском оборонном предприятии - Омском заводе транспортного машиностроения им. Октябрьской революции, под маркой ЗТМ-60, но это уже тема отдельного рассказа.

Эта же статья в моём ЖЖ