Мото кортеж в СССР. Правительственная охрана на мото СССР

21 February 2019

Привет всем уважаемые читатели. Наверняка если вы читали мои статьи, то не раз замечали в них упоминания о эскортных мотоциклах, которые специально создавались и разрабатывались для кортежа. В силу того что кортеж сопровождал как правило высокопоставленных лиц с целью охраны и защиты, то и требования к мотоциклам во всех смыслах были гораздо выше чем к рядовой, гражданской продукции. В 1955 году был издан указ о создании такого кортежа. В данной статье я сделаю краткий обзор по хронологии этих самых мотоциклов, дополнив чем- то новым.

Безусловно первыми в рядах эскортных мотоциклов были тяжелые мотоциклы, они были вне конкуренции с ИЖами и т.д. Этому есть логическое обоснование. Они были одними из самых мощных и быстрых, они широко распространены, способны буксировать боковой прицеп, имеют хороший потенциал для усовершенствования.

Первым мотоциклом который стал наиболее часто появляться в эскорте стал М-72. Выглядел он примерно так. Крайне прекрасно на мой взгляд. замечательный вид классического мотоцикла.
Источник https://picua.org/
Источник https://picua.org/

Ключевые отличия были в основном во внешнем виде (на фото видно). Белые полосы на баке, покрышках, другая крышка воздушного фильтра. Так же иногда использовали и ветровые стекла, щитки для ног и т.д. Изменений в технической части не было. Мотоциклы в летнее эксплуатировались одиночкой, зимой с боковым прицепом. Так же на мотоциклах был спецсигнал и радиостанция.

К- 750, ближайший родственник М- 72 так же участвовал в кортеже. Но изменения в этот раз затронули и техническую часть. Мотоцикл был мощнее. Двигатель форсировали до 26 лошадок, так же была сокоростная пара в заднем редукторе, что опять же увеличило скорость. Новая более мягка подвеска, зеркала заднего вида и т.д В целом отмечают что мотоцикл был более качественной сборки.
Источник http://www.amk-fso.ru
Источник http://www.amk-fso.ru
КМЗ постепенно отказываются от нижнеклапанных моторов, на КМЗ появлятся К- 650 ,с верхнеклапанными двигателем МТ- 8, возможной причиной отказа от старых послужила склонность к перегреву двигателя. Мотоциклы получились весьма успешными. Примерно так выглядел К- 650.
Мото кортеж в СССР. Правительственная охрана на мото СССР
К- 750 при этом так же оставался, но немного модифицирован, новая вилка, колесные ступицы, к названию добавили индекс М, т.е. К- 750М.

Дальше Киевский завод продолжает развивать проект, результатом которого является появления в свет К- 650 ЭС. Мотоцикл уже был более удобным для водителя, облегченным, а корпус бокового прицепы был выполнен из стеклопластика.

Источник http://15061981.diary.ru
Источник http://15061981.diary.ru

Еще один интересный факт. КМЗ параллельно вел разработку эскортного мотоцикла для экспорта, и как ни странно он был на мой взгляд лучше и престижнее ежели для внутреннего пользования. Называлась эта модель Днепр-10.6. Машина эта была весьма симпатична. В каком то смысле имеет сходства с зарубежными "эскортами" того времени. В целом серьезных изменений не было, если сравнивать с К- 650 ЭС.

Эта модель развивалась дальше, появился Dnepr Special, Днепр 12.9. Первый был скорее переходной моделью, а вот над вторым уже серьезно работали, появился новый 750- кубовый двигатель мощностью в 50 л.с. Новый воздушный фильтр и комбинация приборной панели от ВАЗ, немного измененная передняя подвеска, и 5-и ступенчатая коробка передач. Появилось 12-вольтовое зажигание. Примерно так выглядела экспортная модель.

Источник https://mmoto.tk/
Источник https://mmoto.tk/

Модель МТ 12.9 получила дальнейшее развитие в виде МТ 14.9. Была модификация МТ 14.9. Л, где Л- Ленинград.

Источник https://mmoto.tk
Источник https://mmoto.tk

У этого мотоцикла довольно долгая история. Вкратце "верхушка" требовала создать более мощный мотоцикл, по большей части можно сказать новый. Были уже созданы прототипы. Которые обкатывал ВНИИмотпром. Но в общем проблема оказалась в том что этот мотоцикл имел низкую унификацию с серийными. В итоге остался стандартный 750- кубовый мотор.

У всей это истории есть еще одна сторона. Например ИЖ тоже пытался создавать эскорт мотоциклы. Примерно так это выглядело.

Источник https://www.drive2.ru
Источник https://www.drive2.ru

А буквально год назад концерн ИЖ представил еще один вариант эскорта.

Источник https://autorambler.r
Источник https://autorambler.r

Про это вы можете почитать здесь:

Иж выпустит новый тяжелый байк за 4 миллиона рублей
Урал на службе ГАИ, чем он отличался?
ВНИИ мотопром. Здесь делали лучшие мотоциклы в СССР
ЭлектроИЖ, серийный мотоцикл ИЖ который производят сейчас
Отечественные мотоциклы не вошедшие в серию. (Часть 2)

Спасибо за внимание друзья! Палец вверх если понравилась статья. Жду вас на моем канале снова! Надеюсь вам было интересно, если это так то обязательно подпишитесь что бы не пропустить интересные статьи. Всего хорошего!