Легенда отечественного машиностроения. Зачем ему звонил Сталин, и что он отстаивал в свои 100 лет в Кремле

4,8k full reads
5,7k story viewsUnique page visitors
4,8k read the story to the endThat's 85% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Этого человека-глыбу называют последним выдающимся директором сталинской эпохи, легендой советского и российского машиностроения. Он ушел в 2017 году на 102-м году жизни, но до последнего был предан выбранному пути.

К сожалению, далеко не всем известны настоящие герои труда, которым был и остается для России Александр Александрович Ежевский.

МОРПОЛИТ
МОРПОЛИТ
МОРПОЛИТ

Коротко о большом и сложном пути

Если коротко, то это Герой Соцтруда, кавалер четырех орденов Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, с 1980 по 1987 годы был министром сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР. В 2014 году его имя было присвоено Иркутскому государственному аграрному университету.

Александр Александрович родился 3 ноября 1915 года в городе Тулун Иркутской губернии. Подростком начал свой трудовой путь учеником токаря на иркутском машиностроительном заводе им. Куйбышева.

В 1939 году Александр Ежевский стал одним из первых выпускников по специальности инженер-механик и на «отлично» защитил дипломный проект. В годы Великой Отечественной войны рвался на фронт, но его не пустили. Как высококлассному специалисту выдали бронь — ковать победу в тылу.

На Иркутском авторемонтном заводе, где собирали для фронта автомобили, Ежевского назначают главным инженером.

В 1950-е он уже руководил Алтайским тракторным заводом, затем возглавил крупнейшее в стране предприятие сельскохозяйственного машиностроения "Ростсельмаш", где организовал производство дизельного трактора ДТ-54, самоходных косилок, кукурузоуборочных комбайнов, почвообрабатывающих и овощеперерабатывающих агрегатов. Под его руководством в должности министра создавались крупнейшие машиностроительные предприятия страны, Чебоксарский, Липецкий, Минский, Владимирский, Кишиневский тракторные заводы.

Общий рабочий стаж Ежевского составляет более 85 лет. Последние годы трудился в Государственном научно-исследовательском технологическом институте ремонта и эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин. По поводу секрета своего долголетия говорил: "Я в жизни придерживаюсь принципа четырех "Д": движение, диета, правильное дыхание и добро людям".

Безусловно, заметных и интересных историй в жизни у известного машиностроителя было очень много. Но расскажу вам одну из них.

Звонок Сталина

Мне лично сложно представить тот уровень волнения, который мог испытывать человек во время совершенно неожиданного звонка Сталина.

Вот воспоминания Александра Александровича, которые приводятся в посвященной ему книге: Жизнь длиннее века".

Шёл 1952-й год, Ежевский находился в своём кабинете на Алтайском тракторном заводе. Как обычно, задержался на работе до полуночи. С Москвой была разница 4 часа. То есть, когда на Алтае 12 ночи, в Москве 8 вечера. Теоретически, люди ещё могли находиться на работе, но обычно в такое время никаких звонков не  поступало.

А тут вдруг звонок по  «вертушке». Это было разговорное название закрытой системы партийной и правительственной телефонной связи в СССР. Звонит Александр Николаевич Поскребышев. В то время он был членом Постоянной Комиссии по внешним делам при Президиуме ЦК КПСС. Его имя было всем хорошо известно. Из трубки слышится такой текст: «С вами будет говорить товарищ Сталин».
Я поневоле вытянулся в струнку, не ожидал такого поворота событий: «Слушаю Вас, товарищ Сталин». Иосиф Виссарионович без приветствия перешёл сразу к делу: «Товарищ Шаяхметов (тогда первый секретарь ЦК компартии Казахстана) просит отгрузить ему тракторы». Неожиданное указание. «Слушаюсь», — только успел ответить я и сеанс связи закончился. А что я мог ещё сказать?
Не много я представляю себе людей, которые ослушались бы вождя или стали с ним спорить, уточнять детали и разбирать необходимость какого-нибудь действия. И вот здесь меня здорово выручило то, что коллектив у нас на заводе был дружный, сплочённый, ответственный.
На час ночи я назначил совещание. Благо жили все заводчане неподалеку в городке. Когда все собрались, я объявил: двое суток не выходим с завода, пока не отгрузим Казахстану по разнарядке 500 тракторов. Моё заявление было воспринято, разумеется, без особой радости, но с должным пониманием. Меру ответственности все работники завода осознали сразу, без лишних объяснений. На этом совещания не закончились.
Утром я собрал всех жён работников, многие женщины тоже заводские. Объяснил ситуацию, призвал к пониманию, посоветовал побаловать мужей пирожками. В общем, даже не двух суток — полутора хватило, чтобы эшелон с сельхозтехникой отправился в Казахстан. Партийное задание было выполнено, а заводчане показали себя с замечательной стороны. Ну и я, конечно, как директор завода, был горд своим коллективом и понял, что мы идём в правильном направлении. Вот такая была образцовая дисциплина и личная ответственность, - рассказывал Александр Александрович.

И еще один интересный момент. В ноябре 2015-го Ежевский отметил свое 100-летие. Президент Владимир Путин в этом же году вручил ему орден "За заслуги перед Отечеством". После вручения Александр Александрович не упустил возможность посоветовать главе государства, "как правильно надо хозяйствовать".

С 2017 года в память о легенде отечественного машиностроения ежегодно проводится конкурс среди молодых инженеров-конструкторов на Национальную премию имени Ежевского Александра Александровича.

Что думаете?

По вопросам сотрудничества ivan.pr1986@yandex.ru

Подпишитесь на канал

Оцените заметку, очень поможете.