Сравнение истребителей Су-57 vs F-22 и F-35 | Владимир Иванов | Яндекс Дзен
529 subscribers

Сравнение истребителей Су-57 vs F-22 и F-35

3,1k full reads
4,2k story viewsUnique page visitors
3,1k read the story to the endThat's 72% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Все, кто хотел, уже давно высказались, пора подвести итоги. Истребителей, которые претендуют на пятое поколение, в мире уже несколько типов. Что-то там сделали китайцы, и даже не один тип, что-то разрабатывают японцы и подумывают европейцы, но интересно сравнить американские разработки с российскими, всё остальное уже вторично. Давайте этим и займёмся.

Надо бы сказать, что профи сравнивают самолёты совсем не так, как это делается в популярных статьях, они «нудно и скучно» анализируют какие-то схемы, кривые и графики, как пример приведу статью известного аэродинамика Павла Булата. Но мы в такие сложности углубляться не будем. Итак.

 Фото militaryparitet.com
Фото militaryparitet.com
Фото militaryparitet.com

F-22 «Рэптор» задумывался как многофункциональный истребитель, но затем круг его задач сузили до завоевания господства в воздухе. Что-то из экономии, что-то может просто не получилось. Кроме того, американцы сделали какой-то фетиш из малозаметности, и добивались её в ущерб любым другим качествам истребителя. К примеру, управляемый вектор тяги двигателей служит не столько для сверхманевренности (строго говоря, «Рэптор» ей не обладает), сколько для компенсации недостатков аэродинамики. Подробно самолёт рассматривается в статье Истребители. Пятое поколение. F-22 Raptor.

В итоге, после многократных перерасходов бюджета, самолёт с прекрасными двигателями и хорошим планером (планер в данном смысле – это самолёт без двигателей и оборудования) способен прорывать вражескую ПВО на сверхзвуке, уничтожать самолёты противника на дальности до 120 км, и бомбить наземные цели, но только те, координаты которых введены ещё перед вылетом.

Его современный радар с АФАР (активной фазированной антенной решёткой) не способен картографировать местность и не обладает возможностью полёта на минимальной высоте, в режиме автоматического огибания рельефа местности. А этот режим срочно понадобился, когда в результате появления в России и в мире системы ПВО С-400 и готовящейся к выпуску С-500, радаров «Небо-М» и «Противник-ГЕ» полагаться на стелсовость стало неразумно.

К сожалению для американских военных, все средства бросили на разработку и доводку F-35, на усовершенствование F-22 денег не выделяют. Имеющиеся на вооружении «Рэпторы» находятся в самых разных состояниях по доработкам, и конца этому не видно: денег нет.

Что имеем? Хороший самолёт, оборудование которого недостаточно, да и то устарело. Кто-то в США поговаривает о модернизации, но власти его не слышат: по множеству причин, далёких от армии и авиации, F-35 важнее.

Интересный, хотя и не очень точный фильм от Дискавери:

https://youtu.be/_VOFdXO929Q

А это съёмки «Рэптора» обычным «гражданским» тепловизором. Как видим, несмотря на все ухищрения типа плоских сопел с «разбавлением» горячей струи холодным воздухом, сопла прекрасно видны, в том числе и вражеским ракетам:

https://youtu.be/58N6Plr17GU

А вот F-35 задумывался как сверх-универсал: он должен был заменить и истребитель, причём и для флота тоже, и штурмовик А-10, и вертикалку. Простой пример: у вас есть роскошный нож с множеством лезвий: тут и нож, и штопор, и открывалка консервов, и ножницы, и даже отвёртка. Очень удобно, когда кроме него под рукой ничего нет. Но ведь для профессиональной работы гораздо удобнее каждый предмет по отдельности, правда?

Фото defense.aol.com
Фото defense.aol.com
Фото defense.aol.com

Так и здесь: штурмовик А-10 – самолёт с бронированной кабиной, обладает высокой живучестью, обеспеченной в том числе и конструктивно. 35-й этим похвастать не может. Как он будет работать на поле боя, на малой высоте, под обстрелом вражеской артиллерии в условиях визуальной видимости, хороший вопрос.

Истребитель должен бы обладать высокой маневренностью и бесфорсажным сверхзвуком. Опять мимо: движок всего один, тяги его для высокой маневренности маловато, а максимальная скорость – 1900 км/ч, как у здоровенного бомбёра Су-34. Внутренние отсеки для вооружения маловаты, а с внешней подвеской оружия он не стелс.

Вертикально взлетать может, но пустой: с полной нагрузкой и полными баками ему нужен хоть небольшой, но разбег.

Его конкурент от Боинга выглядел ещё «оригинальнее»:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/USAF_X32B_250.jpg/1024px-USAF_X32B_250.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/USAF_X32B_250.jpg/1024px-USAF_X32B_250.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/39/USAF_X32B_250.jpg/1024px-USAF_X32B_250.jpg

Подробная статья про F-35: Истребители. Пятое поколение. F-35

Если коротко, то проблем с 35-м выявилось и продолжает выявляться столько, что их и перечислить-то невозможно. Хотя в серию он уже пошёл, и партнёрам продаётся – Израиль, Великобритания, Турция и т.д. Лично моё мнение – хорошим бойцом ему быть не суждено, поскольку ошибки заложены в самой идее, концепции, даже если бы проблем не выявлялось. Но худо-бедно летать он будет – а деваться уже некуда.

Тот же Павел Булат пишет: «Странные люди эти американцы. Заявили о создании единого самолета для разных родов войск F-35 и получили машину с общностью конструкции не более 35%».

В России, а точнее, ещё в СССР, работы над истребителем пятого поколения начали ещё в 1979 году, программа называлась И-90, то есть, истребитель 90-х годов. Напомню, что ВВС США сформулировали требования к будущему F-22 в 1981 году.

Был разработан прототип МиГ-1.42 и модификации 1.44 и 1.46, но… развал страны помешал закончить работу. Подробнее – в статье Истребители. Пятое поколение: МиГ МФИ. Травля

http://kramtp.info/UserFiles/image/arts/n23343/144_3.gif
http://kramtp.info/UserFiles/image/arts/n23343/144_3.gif
http://kramtp.info/UserFiles/image/arts/n23343/144_3.gif

Потом был экспериментальный Су-47, который по тем же причинам использовался лишь как летающая лаборатория: Истребители. Пятое поколение. Су-47 "Беркут"

http://kramtp.info/gallery/p2/2012/09/23/26784.jpg
http://kramtp.info/gallery/p2/2012/09/23/26784.jpg
http://kramtp.info/gallery/p2/2012/09/23/26784.jpg

И уже в 1998 году конструкторам опять дали задание на разработку пятого поколения. К этому времени уже взлетел и прототип YF-22 (1990 год), и первый экземпляр F-22 (1997 год). Понятно, что в каждом КБ уже были глубокие проработки схем истребителя, а вынужденное отставание по срокам дало возможность оглядываться на конкурента. Поэтому, Су-57 может быть по каким-то предполагаемым параметрам хуже «Рэптора» только по причине «ну не шмогла я, не шмогла» (с), но никак не потому, что американцы чего-то там придумали, а Сухие об этом не знали. Но я такие параметры, которые российские конструкторы не смогли обеспечить, указать затрудняюсь.

Т-50-1 и Т-50-2 (с) Дмитрий Костюков/AFP
Т-50-1 и Т-50-2 (с) Дмитрий Костюков/AFP
Т-50-1 и Т-50-2 (с) Дмитрий Костюков/AFP

Зарубежные эксперты, в том числе и уважаемые известные специалисты, в один голос заявили, что задние части движков открыты, а это плохо, поскольку сзади он не стелс. О том, что эти части покрыты специальным радиопоглощающим керамическим покрытием, они могли бы почитать в открытой прессе.

То, что каналы воздухозаборников не кривые, как на F-22, и первая ступень компрессора видна радарам, тоже не проблема: радар-блокеры работают не хуже, почитать можно здесь: "Стелс 1945 года и устройство радар-блокера".

Что интересно, малозаметность обеспечили не за счёт ухудшения чего-то другого: сверхманевренность сохранили и даже улучшили, применив новые решения, двигатели разнесены друг от друга, что не только улучшило маневренность, но и увеличило место для внутренних отсеков оружия. Ассортимент оружия, к слову говоря, большой, и постоянно расширяется, включая гиперзвуковые ракеты.

Много шума было из-за двигателей первого этапа. Ну это, полагаю, пиар-ошибка суховцев. Движки первого этапа обеспечивают требуемые параметры? Да. Вот американцы в таком случае вообще о новых движках не поминали бы до запуска их в серию. А потом подали бы это как «ещё более лучшие» : )

Бортовая РЛС работает в разных частотных диапазонах, причём есть антенны бокового обзора, чего нет в американских истребителях. Они тоже такое умеют, но отказались из-за дороговизны.

Интересно, что и Су-57, и F-22 побывали в Сирии, жаль, что друг с другом не встречались : ) Какие выводы сделали конструкторы из испытаний в боевых условиях, мы узнаем когда-нибудь потом…

Предположительно в этом году он пойдёт в серию. Полагаю, что ограничения тут в основном финансовые: слишком много новых типов оружия приходится внедрять одновременно, ситуация заставляет. Замечу, что далеко не всегда нужен столь дорогой истребитель, для многих применений достаточно более простого Су-35. В США более простого современного аналога не предусмотрели…