Внезапно? Нет. Финал про "Мистрали"

2 October 2019
© AP Photo / David Vincent
© AP Photo / David Vincent

Помните ещё эту скандальную историю? В 2011 году Россия заказала во Франции парочку здоровенных универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев стоимостью 1,2 миллиарда евро. Почему? Причин несколько. Во-первых, в России не было верфей для таких огромных кораблей - они остались на Украине. Во-вторых, интересны были не только и не столько корабли, сколько их оборудование, позволяющее управлять крупным соединением разнородных сил. Ну и технологии - ведь по контракту, часть кораблей строилась в России.

Причём проект был сильно переработан для России: оборудован под российские вертолёты, электроника управления - по российским, а не НАТОвским стандартам, корпуса стали ледового класса, вооружение тоже российское, причём его больше, чем было во французском варианте.

Ещё парочку таких кораблей планировалось построить уже полностью в России. Франция передала России все интересующие её технологии, включая и всё на боевую информационно-управляющую систему SENIT-9.

Обучались и российские экипажи моряков у французов.

Первый корабль вышел в море на ходовые испытания с российским экипажем в сентябре 2014 года. Но... вы помните: Крым, американские санкции и разрыв контракта в одностороннем порядке с французской стороны, с подачи президента Олланда.

Франция вернула деньги (949,8 млн. евро), вернула установленное на кораблях российское оборудование, неустойку в размере до трёх миллиардов евро сторговались не выплачивать (ну, французы нужны, не надо с ними так уж сильно ругаться), казалось бы - всё.

А куда девать корабли, кто возместит потери фирмам, которые их строили? Их согласились купить ВМС Египта для охраны удалённых шельфовых месторождений газа. Недорого и под французские же кредиты. Вряд ли им были нужны корпуса ледового класса, но взяли. Египет же заказал России 50 вертолётов - а куда деваться? Корабль-то под них сделан. И системы вооружения тоже, по той же причине. В сумме - более миллиарда долларов. Ещё договариваются о поставках российского радиоэлектронного оборудования, включая системы РЭБ. Ну и часть технического обслуживания корабля тоже пришлось отдать Балтийскому заводу.

Забавно, что тогдашний министр обороны Польши Мачеревич пустил слух, что якобы Египет продал эти вертолётоносцы России за один доллар. Дескать, ему это надёжный источник сообщил. Ну, этот косящий под Мефистофеля дядя много чего интересного говорил, простим ему эту слабость.

Фото https://www.ritmeurasia.org
Фото https://www.ritmeurasia.org

Но французы обиделись. Кому пан Мачеревич сделал лучше? Иногда лучше молчать, чем говорить (с).

И вот - свежие новости. Верфь STX France из г. Сен-Назер, строившая Мистрали для ВМС РФ, обанкротилась. Без работы остались 4 тысячи человек. Её купит итальянская судостроительная компания Fincantieri. Других желающих купить эту верфь не нашлось.

Уточнение. Верфь не обанкротилась, обанкротился её южнокорейский владелец. Как на это повлиял скандал с Мистралями - неизвестно:

Согласно профсоюзным источникам, оборот ведущей французской верфи в 2018 году составил более 1,6 миллиарда евро по сравнению с 1,48 миллиарда в предыдущем году. В 2014 году оборот составлял... 557 миллионов. Благодаря увеличившемуся портфелю заказов чистая прибыль компании выросла в 2018 году до 25 миллионов евро с 3,8 миллиона в 2017 и... 1 миллиона в 2014 году.

Дальше идёт объяснение, что невысокая норма прибыли (соотношение прибыли к обороту) связана с затянувшимся кризисом на рынке судостроения (чему примером является обанкротившаяся южнокорейская матка)

Цель компании - удвоение чистой прибыли до 50 миллионов евро в 2022 году при обороте в 2 миллиарда. Сен-Назер должен построить десять океанских лайнеров в течение пяти лет, половина из которых предназначена для итальянского MSC, а другая - для американской группы RCCL и ее дочерних компаний.

Дальше идёт перечисление возможных заказов верфи (уж не знаю, насколько они гарантированные).

В настоящее время на верфи работает 3.090 сотрудников... за последние шесть лет компания набрала 1200 человек, создав 600 новых рабочих мест. Планируется, что в ближайшие годы набирать около 150 специалистов в год... Училище, которое верфь строит в Сен-Назере, будет ежегодно поставлять 50 новых рабочих.

https://www.lesechos.fr/industrie-services/tourisme-transport/les-chantiers-de-latlantique-visent-les-deux-milliards-de-chiffre-daffaires-en-2022-1006686