Преподаватель - лидер?!

Анализ педагогической литературы и исследований в сфере развития методического сопровождения управлением персоналом приводит к мысли, что важен комплексный подход. В рамках него изучаются: личность педагога как лидера, его поведение и складывающаяся ситуация.

Все большее значение придается изучению эмоциональной стороны вопроса, его иррациональный аспект.

В основе такого подхода три составляющих. Охарактеризуем каждую.

1. Симпатия.

Каждый из нас сталкивался с проблемой выбора: работать в коллективе, где во главу угла ставится комфортная обстановка в коллективе, либо в коллективе, где обстановка "взрывоопасная", но перспективы карьерного роста и материального благополучия значительно выше. То же можно сказать и об учебных группах. Если группа настроена на усваивание материала, этим можно эффективно пользоваться и направлять активность обучаемых в нужное преподавателю направление. Здесь речь идет не только о конформизме. Прежде всего, создание обстановки эмоционального комфорта, внутреннего баланса, зависит от степени соответствия лидера ожиданиям обучаемых.

Очень важен эмоциональный фон самого лидера. Степень его воздействия на группу определяется понятиями "симпатия" и "антипатия". Основной способ воздействия преподавателя на обучаемых - личный пример. Благодаря симпатии у последователей развивается схожее отношение к цели групповой деятельности.

2. Доминирование.

Чем больше преподаватель способен к доминированию, тем больше вероятность, что обучаемые будут подчиняться его требованиям. Нельзя не учитывать сформировавшуюся групповую иерархию.

В рамках изучения доминирования назовем два способа его достижения. Во-первых, это могут быть отношения, основанные на использовании понятия "страх". Он тесно связан с возникновением агрессии. Обучаемые становятся более послушными, внушаемыми. Обратная сторона - пропадает мотивация на развитие самостоятельности в освоении материала. Во-вторых, используются диаметрально противоположные понятия: "презрение" и "благоговение". Конечно, преподавателя, которого презирают, ученики слушать не будут. Зато преподаватель, в отношении которого они испытывают благоговение, в полной мере ощутит поддержку коллектива. Основным средством в данном случае становится прямое внушение (приказ).

3. Целеполагание.

С его помощью у обучаемых формируется оценка того, насколько они верят, что с помощью данного преподавателя они смогут стать профессионалами в определенной сфере, т.е. достигнут своей цели. При этом оцениваются доводы лидера (преподавателя), результаты его деятельности и их собственные успехи, достигнутые под его влиянием. Чем выше вера обучаемого в опыт и знания преподавателя, тем выше вероятность его подчинения последнему. Основной инструмент преподавателя - убеждение.

Таким образом, преподаватель для достижения педагогической цели должен использовать все доступные инструменты. Комплексный подход позволяет управлять эмоциональным состоянием обучаемых, развивать концепцию целостного лидерства применительно к педагогике.

Не скупитесь на одобрение, заходите на наш сайт и подписывайтесь на канал.