Альтернатива Суэцу: финские конструкторы разработали контейнеровоз для Севморпути

39k full reads
54k story viewUnique page visitors
39k read the story to the endThat's 72% of the total page views
2 minutes — average reading time
Контейнеровозы ледового класса Arc7 типа "Норильский никель" / Фото: nornickel.ru
Контейнеровозы ледового класса Arc7 типа "Норильский никель" / Фото: nornickel.ru
Контейнеровозы ледового класса Arc7 типа "Норильский никель" / Фото: nornickel.ru

Пока Суэцкий канал остаётся заблокированным контейнеровозом-гигантом Ever Given длиной 400 м и вместимостью 20,1 тыс. TEU (условных контейнеров), всё чаще обсуждаются альтернативные маршруты из Европы в Азию. Не является исключением и Северный морской путь (СМП), для которого международный транзит является одной из перспективных целей.

Так получилось, что 22 марта, за день до инцидента в Суэцком канале, финское конструкторское бюро Aker Arctic, специализирующееся на ледовых технологиях, представило проект арктического контейнеровоза для СМП. Подробная информация содержится в корпоративном издании финской компании. Блог "Судострой" предлагает читателям наиболее интересные моменты.

Прототипы

Концепт-проект контейнеровоза вместимостью 8 тыс. TEU для круглогодичной работы на СМП основан на предыдущих разработках Aker Arctic для данного региона – серии контейнеровозов усиленного ледового класса типа "Норильский никель" и танкеров-газовозов класса Arc7 для проекта "Ямал СПГ".

От других судов аналогичного типа контейнеровоз для СМП будет отличаться корпусом с ледовыми усилениями, носовыми обводами ледокольного типа, а также оборудованием для защиты груза от холода.

Два варианта

По словам инженера-кораблестроителя Aker Arctic Луиджи Портунато, судно может быть построено в двух вариантах.

Первый предполагает использование технологии "судна двойного действия" (double acting ship, за счёт обводов корпуса и пропульсивного комплекса ледопроходимость кормой у такого судна выше, чем носом). Гибридный пропульсивный комплекс в этом случае состоит из одного валопровода с центральных гребным винтом и двух винторулевых колонок по бортам.

Второй, более традиционный вариант, предусматривает использование двух валопроводов с гребными винтами и двух рулей.

Контейнеровоз с винторулевыми колонками сможет работать на СМП круглогодично, двигаясь в сложных ледовых условиях кормой вперед. Контейнеровозу с гребными винтами в тяжёлых условиях потребуется помощь ледокола.

Особенностью контейнеровоза двойного действия станет расположенная в кормовой части швартовной палубы дополнительная рубка, которая будет использоваться при движении кормой вперёд. Кроме того, из-за низких температур эксплуатации, переходный мостик между машинным отделением и ходовой рубкой с жилыми помещениями будет расположен под палубой.

Контейнеровоз для работы на Севморпути / Иллюстрация: Aker Arctic
Контейнеровоз для работы на Севморпути / Иллюстрация: Aker Arctic
Контейнеровоз для работы на Севморпути / Иллюстрация: Aker Arctic

Технические характеристики

На данный момент известны следующие технические характеристики контейнеровоза от Aker Arctic:

  • контейнеровместимость – 8000 TEU;
  • длина – около 300 м;
  • ширина – 46 м;
  • осадка – 13 м;
  • мощность (вариант 1) – 56 МВт (гребной винт 1х22 МВт, винторулевые колонки 2х17 МВт);
  • мощность (вариант 2) – 44 МВт (гребные винты 2х22 МВт);
  • ледопроходимость (вариант 1) – 2,3 м (на 3 узлах носом вперёд);
  • ледопроходимость (вариант 2) – 1,9 м (на 3 узлах носом вперёд).

Экономика проекта

При разработке проекта контейнеровоза просчитывались два варианта использования арктических контейнеровозов на Северном морском пути: от азиатских портов до европейских, а также только на участке между предполагаемыми контейнерными хабами в Мурманске и на Камчатке.

В результате конструкторы пришли к выводу, что стоимость перевозки условного контейнера снижается при увеличении вместимости судна для всех вариантов. При этом точно определить точку, когда варианты перевозки по СМП становятся выгоднее пути через Суэцкий канал сложно, поскольку на это влияет много факторов, включая стоимость и тип топлива, степень загрузки судна и т.д.

По словам Луиджи Фортунатто, в текущих рыночных условиях использование арктического контейнеровоза получается незначительно дороже, чем проход через Суэцкий канал. Экономическую эффективность арктических контейнеровозов мог бы повысить переход на сжиженный природный газ (СПГ). В то же время более короткий путь из Азии в Европу по СМП даёт выигрыш по времени. Если раньше скорость и соблюдение расписания можно было гарантировать только летом, то с новым контейнеровозом речь может идти уже и о зимне-весеннем периоде.

Стоит отметить, что в публикации Aker Arctic не упоминается заказчик нового судна. Можно предположить, что им является дочерняя компания "Росатома" – "Русатом Карго", реализующая проект создания Северного морского транзитного коридора (СМТК). Ранее стало известно о планах компании начать пилотную эксплуатацию арктических контейнеровозов класса Arc7 уже в 2024 году.

Будем следить за развитием событий.