Чей газовоз? Кто владеет флотом для обслуживания СПГ-проектов в Арктике

1 October 2019
Макет танкера-газовоза типа "Ямалмакс" / Фото: ТГД
Макет танкера-газовоза типа "Ямалмакс" / Фото: ТГД

С прошлой недели разворачивается интересная ситуация с танкерным флотом ледового класса для обслуживания арктического газового проекта "Ямал СПГ". 25 сентября министерство финансов США объявило о включении двух компаний группы Cosco Shipping Tanker в санкционный список из-за предполагаемого участия в поставках в Иран.

Вслед за этим, 30 сентября, канадская компания Teekay LNG, совместно владеющая с Cosco несколькими танкерами-газовозами для "Ямал СПГ", перенесла встречу с инвесторами и выпустила сообщение, в котором подчеркнула непричастность к обходу санкций.

Опасения некоторых наблюдателей о том, что теперь проект "Ямал СПГ" может остаться без танкерного флота, поспешил развеять "Новатэк" (основной владелец проекта). 30 сентября газовая компания заявила, что проект обладает необходимыми возможностями для обеспечения поставок СПГ в соответствии с контрактными обязательствами и сроками.

Макет газовоза типа "Ямалмакс" / Фото: ТГД
Макет газовоза типа "Ямалмакс" / Фото: ТГД

Независимо от того, поставят ли американские санкции часть арктических газовозов на прикол, происходящее – хороший повод изучить довольно сложную структуру владения флотом для обслуживания проекта "Ямал СПГ".

Итак, с 2014 года на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) строится серия из 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 типа "Ямалмакс" (Yamalmax).

По данным "Новатэка", на начало октября 2019 года в состав флота, обслуживающего проект "Ямал СПГ", входило 13 танкеров ледового класса Arc7. Оставшиеся два судна должны быть введены в эксплуатацию до конца 2019 года.

Собственниками "Ямалмаксов" являются разные компании. Загрузку судов на арктических проектах гарантируют тайм-чартерные контракты между судовладельцами и "Новатэком". Почти все суда носят имена российских полярных исследователей.

Согласно открытым данным, газовозы между судовладельцами распределились следующим образом.

Российская компания "Совкомфлот" имеет в собственности один "Ямалмакс":

  • головной танкер-газовоз "Кристоф де Маржери".
Церемония имянаречения газовоза "Кристоф де Маржери" / Фото: kremlin.ru
Церемония имянаречения газовоза "Кристоф де Маржери" / Фото: kremlin.ru

Крупнейшим судовладельцем "Ямалмаксов" является совместное предприятие Teekay LNG и Cosco. Четыре танкера СП уже работают в Арктике:

  • "Эдуард Толль";
  • "Рудольф Самойлович";
  • "Николай Евгенов";
  • "Владимир Воронин".

До конца года к ним должны присоединиться:

  • "Георгий Ушаков";
  • "Яков Гаккель".

Следующим крупным владельцем является консорциум греческой Dynagas и китайских компаний. Им управляются пять газовозов:

  • "Борис Вилькицкий";
  • "Федор Литке";
  • "Георгий Брусилов";
  • "Борис Давыдов";
  • "Николай Зубов".

Тремя оставшимися "Ямалмаксами" владеет СП японской MOL и опять-таки китайских компаний:

  • "Владимир Русанов";
  • "Владимир Визе";
  • "Николай Урванцев".
Церемония имянаречения танкера "Николай Урванцев" / Фото: MOL
Церемония имянаречения танкера "Николай Урванцев" / Фото: MOL

Как видно, схема достаточно сложная и запутанная. Видимо, это объясняется высокой стоимостью "Ямалмаксов" (порядка 330 млн долларов за одно судно).

Возможно, опыт газовозов для проекта "Ямал СПГ" будет учтён при строительстве следующей партии из 15 танкеров для проекта "Арктик СПГ 2". Пока что достоверно известно только то, что пилотный газовоз из новой партии будет строиться на дальневосточной суперверфи "Звезда" и принадлежать "Совкомфлоту".

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о первом российском гибридном коммерческом судне.