"Ямалмаксы" идут на "Звезду". Как и какие арктические газовозы будет строить верфь в Большом Камне

11 January 2019

Дальневосточная судоверфь "Звезда" близка к получению очередного мега-заказа вслед за серией ледоколов "Лидер". Как написала 11 января газета "Коммерсантъ", корабелы заключили предварительный договор с "Новатэком" на строительство танкеров-газовозов для проекта "Арктик СПГ 2". Численность серии по разным данным составляет 14-15 единиц. Суда будут такими же, как для первого проекта газовой компании – "Ямал СПГ". Что именно и как будут строить на "Звезде" – в рассказе ТГД.

Макет арктического газовоза "Кристоф де Маржери" / Фото: ТГД
Макет арктического газовоза "Кристоф де Маржери" / Фото: ТГД

Для начала немного истории. Для проекта "Ямал СПГ" на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) с 2014 года строится серия из 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 типа "Ямалмакс" (Yamalmax). Часть судов уже сданы заказчикам и успешно работают на вывозе СПГ из порта Сабетта.

Судовладельцами "Ямалмаксов" являются в основном зарубежные компании, например, канадская Teekay. Отечественному "Совкомфлоту" принадлежит одно судно – головной газовоз "Кристоф де Маржери". Под флагом РФ пока что не работает ни один арктический газовоз.

Технические параметры

В техническом плане арктические газовозы являются очень интересными и сложными судами. По данным регистровой книги головной "Ямалмакс" имеет следующие параметры.

Длина – 299,0 м, ширина – 50,1 м, осадка – 13,0 м, водоизмещение – 144 тыс. т. За один рейс судно способно перевезти 172 600 куб. метров СПГ.

Такая махина способна развивать максимальную скорость 19,5 узлов за счёт дизель-электрической силовой установки. Газовоз имеет 4 главных двигателя Wartsila-Hyundai мощностью 11700 кВт каждый и 2 главных двигателя Wartsila мощностью 8775 кВт каждый. Двигатели – многотопливные. Могут работать на дизельном топливе, мазуте и газе (метан).

Пропульсивный комплекс общей мощностью 45 МВт включает в себя три винторулевых колонки Azipod от ABB.

Проектирование и строительство

Проект "Ямалмакс" был разработан при участии финского бюро Aker Arctic. С большой долей вероятности можно предположить, что подготовкой рабочей документации займётся нижегородское КБ "Лазурит", которое так же, как и ССК "Звезда", контролируется НК "Роснефть".

У многих возникают вопросы по технологии строительства. Дело в том, что сам судостроительный комплекс "Звезда" всё ещё находится в стадии активного строительства.

Макет транспортно-передаточного дока ССК "Звезда" / Фото: ТГД
Макет транспортно-передаточного дока ССК "Звезда" / Фото: ТГД

Осенью 2018 года "Звезда" представила довольно интересный макет будущих мощностей верфи. Согласно ему, возможны несколько вариантов. Например, такое судно может собираться из блоков на тяжёлом стапеле и спускаться на воду с помощью транспортно-передаточного дока. По данным "Роснефти", плавучий док рассчитан на крупногабаритные суда длиной 300 м, шириной 50 м и спусковой массой до 40 тыс. тонн.

Ещё один вариант – строительство арктических газовозов в сухом доке. Однако он существует пока что лишь в виде макета. Строители взяли на себя повышенные обязательства и обещают сдать док к 2021 году.

Макет сухого дока ССК "Звезда" / Фото: ТГД
Макет сухого дока ССК "Звезда" / Фото: ТГД

Есть вопросы и по кадрам. Так, при постройке нефтяных танкеров "Афрамакс" на газомоторном топливе "Звезда" активно сотрудничает с Hyundai Heavy Industries, вплоть до изготовления наиболее сложных частей корпуса на верфи в Южной Корее.

Экономика

В заключение, немного про экономику. По информации "Коммерсанта", Новатэк и ССК "Звезда" договорились о строительстве судов "по рыночной цене", т.е. как в Южной Корее. По разным данным, стоимость такого судна составляет 316-320 млн долларов. Таким образом общая стоимость серии "Ямалмаксов" может достигать 4,8 млрд долларов.

Весьма приличная сумма, если она дойдёт до российских проектировщиков, судостроителей и производителей оборудования. Впрочем, в части двигателей у отечественных производителей шансов не очень много. Хотя возможен вариант локализации. Так, уже несколько лет "Роснефть" ведёт переговоры по началу производства в РФ систем герметизации для хранения СПГ с мировым лидером – французской компанией GTT. По винторулевым колонкам работа ведётся с General Electric.

Что касается остальных участников судостроительной отрасли, то, возможно, им стоит обратить внимание на другие системы и механизмы, которых достаточно на таком технически сложном судне, как арктический газовоз.

Газовоз типа "Ямалмакс" "Эдуард Толль" / Фото: Teekay
Газовоз типа "Ямалмакс" "Эдуард Толль" / Фото: Teekay