Прогулка по "Оби". Как устроен самый современный в мире ледокол

25k full reads
32k story viewsUnique page visitors
25k read the story to the endThat's 79% of the total page views
3 minutes — average reading time
Макет ледокола "Обь" / Фото: ТГД
Макет ледокола "Обь" / Фото: ТГД
Макет ледокола "Обь" / Фото: ТГД

У любителей ледоколов есть повод для радости. 5 сентября в Финском заливе начались ходовые испытания портового ледокола "Обь" проекта Aker Arc 124. Судно строится на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) по контракту с "Атомфлотом" для обслуживания проекта "Ямал СПГ" в порту Сабетта.

Сегодняшний рассказ ТГД – о ледоколе, который считается передовым не только для российского, но и мирового судостроения. Впрочем, некоторые без лишней скромности называют "Обь" самым современным в мире ледоколом. По крайней мере, так летом 2018 года ледокол охарактеризовали в финском проектном бюро Aker Arctic Technology. Именно эта известная во всём мире компания является разработчиком концепт-проекта портового ледокола "Обь".

В разработке проектной документации на разных этапах принимали участие ЦКБ "Балтсудопроект" (по его классификации "Обь" проходит как проект 30044) и КБ "Вымпел".

В результате совместных усилий проектантов и судостроителей получилось довольно симпатичное и функциональное судно длиной 89,5 м, шириной 21,9 м и осадкой 6,5-7,5 м.

От макета "Обь" в металле отличается окраской надстройки. Цвета были изменены для соответствия гамме буксиров проекта "Портофлот", уже работающих в Сабетте.

Носовая часть ледокола "Обь" / Фото: ТГД

Автор блога ТГД следит за созданием "Оби" не первый год, поэтому на галерее ниже есть возможность посмотреть постройку этого уникального судна в динамике.

Ледокол "Обь" был заложен на ВСЗ в сентябре 2016 года под строительным номером 232. Частично корпус был сформирован в эллинге. Окончательные очертания борта ледокола приобрели на полупогружной барже "Атлант", куда ледокола "Обь" переместился в августе 2017 года, а покинул в июне 2018 года.

Ледокол "Обь" в ноябре 2017 года / Фото: ТГД

Главной особенностью ледокола "Обь" является его движительный комплекс. Судно оснащено четырьмя полноповоротными винторулевыми колонками (ВРК), расположенными попарно в носовой и кормовой частях.

Благодаря такой конфигурации ледокол получился очень манёвренным. "Обь" может работать во льду, двигаясь как носом, так и кормой. Ледовый класс Icebreaker7 позволяет перемещаться в однолетнем льду толщиной до 1,5 м.

Интересно, что гребные винты в носовой части ледоколов применялись и ранее. Однако вариант с четырьмя ВРК, из них две в носовой части, в мировой практике создания ледоколов ещё не встречался.

Полюбоваться фотографиями ВРК "Оби", снятыми в то время, когда судно ещё стояло на кильблоках, можно в галерее ниже.

Ледокол "Обь" перед спуском на воду / Фото: ТГД

Однако поднимемся на борт. Здесь тоже много интересного. Осмотр судна следует начать с машинного отделения.

Несмотря на гордую надпись "Росатомфлот" на борту, ледокол "Обь" – дизель-электрический. В качестве главных двигателей используются три дизеля 31-й серии от финской компании Wartsila. Мощность каждого дизельного двигателя – 4880 кВт.

Генераторы, как и много другое электротехническое оборудование "Оби", включая систему постоянного тока, поставлены швейцарской компанией ABB.

Главный двигатель ледокола "Обь" / Фото: ТГД

Как выглядят полноповоротные винторулевые колонки снизу мы уже видели. Теперь можно посмотреть на расположенное внутри судна оборудование, которое управляет работой ВРК.

Мощность каждой из четырёх винторулевых колонок ледокола "Обь" составляет около 3 МВт. Поставщик пропульсивного комплекса – всё та же компания ABB.

Электродвигатели, вращающие гребные винты находятся внутри ВРК, а на нужный угол колонки поворачиваются с помощью двигателей, которые находятся в помещении ВРК.

В помещении ВРК ледокола "Обь" / Фото: ТГД

Чтобы понять, как именно управляются винторулевые колонки, следует подняться на капитанский мостик. Здесь оборудованы четыре рабочих места, с которых можно управлять работой всех четырёх ВРК судна.

На блоке управления можно задать скорость вращения винта и угол поворота колонки. Выбранные параметры отображаются на экране.

Также с капитанского мостика можно управлять работой и другого оборудования ледокола, например, буксирной лебёдки.

Капитанский мостик ледокола "Обь" / Фото: ТГД

Немного о бытовых условиях для экипажа, который на "Оби" насчитывает всего лишь 19 человек. Кроме них, ледокол может принимать на борт до 30 специалистов.

Помимо кают для проживания, на судне оборудованы камбуз, столовая, спортзал, душевая, сауна и даже небольшой бассейн.

Столовая ледокола "Обь" / Фото: ТГД

Для составления полного впечатления о судне можно ещё немного пройтись по палубе.

Поскольку "Обь" является портовым ледоколом, то вертолётная площадка на судне отсутствует. Зато на палубе предусмотрено достаточно места для установки контейнеров. Для работы с ними в кормовой части ледокола расположен подъёмный кран.

Подъёмный кран Palfinger / Фото: ТГД

Поскольку ничего идеального не бывает, то напоследок нужно что-то сказать о недостатках "Оби". Вероятно, что-то проявится в процессе эксплуатации, но пока что единственная претензия может заключаться в сроках сдачи судна, которые переносились.

Впрочем, этот недостаток вполне можно исправить при создании ледокола "Обь-2", о строительстве которого говорят не первый год. Газовые проекты на Ямале и Гыдане развиваются, так что новый портовый флот явно понадобится.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о новом игроке на рынке строительства ледоколов.