Спущен на воду первый буксир проекта 23470 с отечественными ВРК

9 December 2019
Спуск на воду буксира "Капитан Найден" / Фото: Конар
Спуск на воду буксира "Капитан Найден" / Фото: Конар

28 ноября 2019 года на Ярославском судостроительном #заводе (ЯСЗ) состоялся спуск на воду очередного морского буксира проекта 23470 "Капитан Найден" (заводской номер 412).

Событие прошло в рабочей обстановке и, на первый взгляд, ничем особым не примечательно. Это уже третье #судно в серии из пяти буксиров проекта 23470, строящихся на ЯСЗ по заказу министерства обороны для Черноморского, Тихоокеанского и Северного #флотов. Два первых судна – "Сергей Балк" и "Андрей Степанов" – уже находятся на сдаточной базе.

Проект 23470 разработан ЦКБ "Балтсудопроект". Судно предназначено для буксировки плавучих объектов на чистой воде и во льдах (ледовый класс буксира – Arc4), сопровождения судов в море, снятия кораблей и судов с мели, а также тушения пожаров.

Макет морского буксира проекта 23470 / Фото: Судострой
Макет морского буксира проекта 23470 / Фото: Судострой

Длина буксира составляет 69,75 м, ширина – 15,0 м, осадка – 5,2 м, скорость полного хода – 14 узлов, мощность гребных электродвигателей – 2х2,7 МВт. Автономность судна достигает 30 суток, дальность плавания – 3000 миль, тяговое усилие буксирной лебёдки – 80 т.

Для приёма и взлёта вертолётов #буксир оборудован вертолётной площадкой. На палубе предусмотрено место для размещения контейнеров.

Главная особенность буксира "Капитан Найден" заключается в его пропульсивном комплексе. Согласно утверждённому проекту, здесь установлены две механические винторулевые колонки (ВРК) мощностью 2,5 МВт каждая. Уникальность в том, что для данного проекта это первые ВРК отечественного производства.

Оборудование разработано петербургской компанией "Механика-Р" и изготовлено на производственных мощностях индустриального парка "Станокмаш" в Челябинске. Акционером обоих предприятий является группа "Конар". Контракт на поставку двух ВРК между "Механикой-Р" и Минобороны был подписан в мае 2017 года.

Макет морского буксира проекта 23470 / Фото: Судострой
Макет морского буксира проекта 23470 / Фото: Судострой

По данным производителя, уровень локализации изделия, вес которого равен 45 тонн, составляет 92%. Сюда входят корпус, система управления, система смазки и гидравлики, валы и зубчатые колёса. Эти компоненты произведены в России. Импортными остаются отдельные системы автоматики и подшипники.

На этом опыт применения отечественных винторулевых колонок не заканчивается. Согласно подписанному в июле 2019 года на Международном военно-морском салоне контракту между «Механикой-Р» и ЯСЗ, ещё четыре таких ВРК будут изготовлены для четвёртого и пятого буксиров проекта 23470.