1,4K подписчиков

Иван Иванович Шишкин — один из даровитейших русских пейзажистов

4,1K прочитали

Картины Ивана Шишкина. После описание, и снова картины... Завораживающие, яркие. Талантливо созданные мастером-живописцем.

Березовый лес, 1871
Березовый лес, 1871
Тевтобургский лес, 1865
Тевтобургский лес, 1865
Мухоморы. 1878-1879
Мухоморы. 1878-1879
Вид на острове Валааме (Местность Кукко), 1860
Вид на острове Валааме (Местность Кукко), 1860
Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865
Вид в окрестностях Дюссельдорфа, 1865
Сосновый бор, 1895
Сосновый бор, 1895
Дрезден. Мост Августа. 1862
Дрезден. Мост Августа. 1862
Благовещенский собор и гимназия на Благовещенской площади в Нижнем Новгороде, 1870
Благовещенский собор и гимназия на Благовещенской площади в Нижнем Новгороде, 1870
Мастерская на острове Валаам (этюд). 1860
Мастерская на острове Валаам (этюд). 1860
Дама с собачкой. 1868
Дама с собачкой. 1868
Перед зеркалом. За чтением письма. 1870
Перед зеркалом. За чтением письма. 1870
Золотая осень, 1888
Золотая осень, 1888
Дубы. Вечер
Дубы. Вечер
Дебри. 1881
Дебри. 1881
Дубовая роща. 1887
Дубовая роща. 1887
Туманное утро. 1885
Туманное утро. 1885
После шторма в Мери-Хови. 1891
После шторма в Мери-Хови. 1891
Сосна на песке. 1884
Сосна на песке. 1884
Шишкин Иван Иванович (1832-1898) — русский живописец, пейзажист. Родился в небогатой купеческой семье. В 1852 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у А. Н. Мокрицкого. В 1856-60 гг. продолжил своё образование в Петербургской академии художеств. В 1860 г. за две картины с одинаковым названием «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» получил Большую золотую медаль, дававшую право на оплачиваемую поездку за границу. В 1862-65 гг. стажировался в Германии (в Дюссельдорфе) и Швейцарии, побывал в Чехии, Франции, Бельгии, Голландии. По возвращении в Россию получил звание академика (1865), в 1873 г. – профессора АХ. В 1894—95 гг. руководил пейзажной мастерской Академии. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870).
Портрет художника Шишкина, 1880. Иван Николаевич Крамской.
Портрет художника Шишкина, 1880. Иван Николаевич Крамской.
Портрет художника Шишкина. Иван Николаевич Крамской.
Портрет художника Шишкина. Иван Николаевич Крамской.

Самые известные картины Шишкина:

Утро в сосновом лесу. 1889.

Очень многие ещё в школе писали «сочинение-описание по картине Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу"», весьма популярны конфеты «Мишка косолапый». Фабрика «Красный Октябрь» придумала конфеты с таким названием и изображением шишкинских медвежат, а также шоколад «Три медведя», на обертке которого фигурировали все те же мишки – все четверо. Автор медвежат художник Константин Савицкий, но его подпись была стерта с картины Павлом Третьяковым.
Очень многие ещё в школе писали «сочинение-описание по картине Ивана Шишкина "Утро в сосновом лесу"», весьма популярны конфеты «Мишка косолапый». Фабрика «Красный Октябрь» придумала конфеты с таким названием и изображением шишкинских медвежат, а также шоколад «Три медведя», на обертке которого фигурировали все те же мишки – все четверо. Автор медвежат художник Константин Савицкий, но его подпись была стерта с картины Павлом Третьяковым.

Рожь. 1878.

Картину публика впервые представили на 6 передвижной выставке, в год создания картины. Шишкин был вдохновлён пейзажем Елабуги – родины художника. Сохранилась пометка художника, на одном из набросков картины: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».
Картину публика впервые представили на 6 передвижной выставке, в год создания картины. Шишкин был вдохновлён пейзажем Елабуги – родины художника. Сохранилась пометка художника, на одном из набросков картины: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».

Ряд картин ниже достаточно узнаваемы, хотя тут сложно выделять в принципе, потому как люди знакомые с творчеством Шишкина узнают больше, люди не знакомые, узнают меньше.

На севере диком. 1891.

Картину художник предназначил для иллюстрации собрания сочинений Михаила Лермонтова, приуроченного к пятидесятилетию со дня его гибели.
Картину художник предназначил для иллюстрации собрания сочинений Михаила Лермонтова, приуроченного к пятидесятилетию со дня его гибели.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

Михаил Лермонтов

Дождь в дубовом лесу. 1891.

«Дождь в дубовом лесу» — пейзаж, передающий  всю красоту влажного лесного воздуха, запах травы, дубовых листьев, призрачное сияние солнечного света после дождя, туман, атмосфера тишины и покоя. Очень поэтично, тонко, созерцательно изображены трое путников. Двое из них бредут по дубовому влажному лесу неспешно, укрываясь от дождя зонтом. Другой, одинокий путник, не пытаясь укрыться, торопливо удаляется вглубь полотна, всё дальше и дальше в густой влажный туман и лесную чащу.
«Дождь в дубовом лесу» — пейзаж, передающий всю красоту влажного лесного воздуха, запах травы, дубовых листьев, призрачное сияние солнечного света после дождя, туман, атмосфера тишины и покоя. Очень поэтично, тонко, созерцательно изображены трое путников. Двое из них бредут по дубовому влажному лесу неспешно, укрываясь от дождя зонтом. Другой, одинокий путник, не пытаясь укрыться, торопливо удаляется вглубь полотна, всё дальше и дальше в густой влажный туман и лесную чащу.

Лесная глушь. 1872

Картина Шишкина «Лесная глушь» была впервые представлена публике на второй передвижной выставке. Именно за нее художник получил звание профессора.
Картина Шишкина «Лесная глушь» была впервые представлена публике на второй передвижной выставке. Именно за нее художник получил звание профессора.

Корабельная роща. 1898

Эту картину Шишкин написал в год своей смерти, и это последняя серьезная работа художника. В процессе создания этой картиной Шишкин использовал пленэрные этюды, эскизы и наброски, созданные в его родной Елабуге. Картина была показана на 26 передвижной выставке и благосклонно принята.
Эту картину Шишкин написал в год своей смерти, и это последняя серьезная работа художника. В процессе создания этой картиной Шишкин использовал пленэрные этюды, эскизы и наброски, созданные в его родной Елабуге. Картина была показана на 26 передвижной выставке и благосклонно принята.

На момент 1898 года эпоха передвижников уже угасала, уходила. Пейзаж стал приобретать популярность сквозь призму импрессионистического взгляда. И пейзажи Шишкина "стояли особняком" относительно развивающейся эпохи модернизма в искусстве. Не поддаваясь "новым веяниям в живописи", Шишкин виртуозно играет светотенью, и вот итог – солнечный свет, солнечные блики играют на стволах деревьев, и тут же тень непроходимого леса, сгущающая в глубине картины.

Спустя 122 года пейзажи Шишкина не потеряли своей значимости, монументальности, величия. И теперь уже, когда импрессионизм не является популярным, занял своё место на полке истории, мы видим отличие в пейзажной живописи Шишкина: запечатлевает вечность, а не "ловит мгновение".

Перед грозой, 1884
Перед грозой, 1884
Дубки. 1886
Дубки. 1886
Вечер в сосновом лесу, 1875
Вечер в сосновом лесу, 1875

Сумерки, 1874
Сумерки, 1874
Еловый лес зимой, 1884
Еловый лес зимой, 1884
Первый снег, 1875
Первый снег, 1875
Зима, 1890
Зима, 1890
Зимний лес
Зимний лес
Зима в лесу, иней, 1877
Зима в лесу, иней, 1877
Буковый лес в Швейцарии, 1863
Буковый лес в Швейцарии, 1863
Папоротники
Папоротники
Мельница в лесу. Преображенское. 1897
Мельница в лесу. Преображенское. 1897
Ивы, освещенные солнцем, 1870
Ивы, освещенные солнцем, 1870
Деревенский двор, 1860
Деревенский двор, 1860
Последние лучи, 1860
Последние лучи, 1860
Мать-и-мачеха
Мать-и-мачеха
Стадо под деревьями, 1864
Стадо под деревьями, 1864
Лесная речка
Лесная речка
Ель
Ель
Сосновый лес
Сосновый лес
Хвойный лес. Солнечный день, 1895
Хвойный лес. Солнечный день, 1895
Старый дуб, 1866
Старый дуб, 1866
Лопухи
Лопухи
Полевые цветы у воды. 1889
Полевые цветы у воды. 1889
Домик в Дюссельдорфе, 1856
Домик в Дюссельдорфе, 1856

Эти и другие работы Шишкина.

Дополнительно: