46 733 subscribers

Люди могут научиться «видеть» ушами, подобно дельфинам

511 full reads

Эксперимент подтвердил реальность гипер-ускоренной эволюции людей

Профессор Амир Амеди с имитацией звукового ландшафта, передающего геометрическую информацию, позволяющую мозгу “видеть” без зрения. Фото предоставлено Амиром Амеди для Israel21c
Профессор Амир Амеди с имитацией звукового ландшафта, передающего геометрическую информацию, позволяющую мозгу “видеть” без зрения. Фото предоставлено Амиром Амеди для Israel21c

Речь идет об апгрейте (перепрошивке) мозга взрослого человека в результате специального обучения.

Прорывной экспериментальный результат, опубликованный вчера в NeuroImage коллективом под руководством профессора Амира Амеди — директора-основателя «Института мозга, познания и технологий», — это практическое подтверждение двух просто фантастических возможностей.

— Применение специальных технологий обучения позволяет осуществить гипер-ускоренную эволюцию сенсорного мозга человека (в ходе естественной эволюции новые способности формируются у животных в течение сотен тысяч лет, а в лаборатории их можно сформировать после относительно короткого обучения).
— В результате специального обучения, у взрослого человека можно развить даже такие сенсорные способности, что немыслимы для людей: например, научить людей, подобно летучим мышам и дельфинам, извлекать информацию о геометрических формах из сложных звуков.

Об этом прорыве нужно, конечно, написать лонгрид. Но пока совсем коротко об этом открытии.

После 15 лет обучения, слепой от рождения пятидесятилетний мужчина под кодовым именем МаМе теперь может «видеть» ушами (т.е. на слух).

МаМе прошел обширную подготовку по использованию устройства визуальной сенсорной замены под названием EyeMusic — это приложение и мини-камера, которая передает цвета, формы и расположение объектов путем преобразования изображений в «звуковые ландшафты», которые мозг может интерпретировать визуально. В «звуковых ландшафтах» музыкальные ноты (высота звука) и время представляются, соответственно, по осям Y и X — звуки более высокого тона обозначают более отдаленное местоположение, а порядок звуков во времени соответствует расположению слева направо.

Исследователи обнаружили, что в результате обучения нейронные цепи в мозге МаМе сформировали т.н. топографические карты — тип организации мозга, который, как считалось ранее, возникает лишь в младенчестве.

Из этого следуют два открытия.

✔️ Апгрейт (перепрошивка) мозга возможен не только в период младенчества и раннего детства (как считалось ранее), но и у взрослых людей.
✔️ В ходе перепрошивки можно поменять «специализацию» сенсорных областей; например, часть мозга, которая специализируется на обработке изображений, приспособить (как у летучих мышей и дельфинов) к извлечению геометрической информации о формах из звуков (естественной эволюции дельфинов на это потребовались сотни тысяч лет, после того, как 50 млн лет назад они стали уходить с суши в воду и начали повторную адаптацию к новой для них водной среде).

Эти открытия — важнейшее экспериментальное подтверждение:

➖ способности мозга приобретать специализацию, меняя прошивку на протяжении всей жизни человека;
➖ возможности прижизненного (в рамках одного поколения) формирования новых «когнитивных гаджетов» людей при их адаптации к новой медийной среде алгокогнитивной культуры.

Подробней:

  • популярно 1, 2, 3
  • научно 4

________________________

Ваши шансы увидеть мои новые посты быстро уменьшатся до нуля, если вы не лайкаете, не комментируете и не делитесь в соцсетях.