Мона Хатум: от сырого мяса до сиамской соломенной шляпы

21 June 2019
2,9k full reads
1 min.
6k story viewsUnique page visitors
2,9k read the story to the endThat's 49% of the total page views
1 minute — average reading time

Начинаем новую рубрику, где будем рассказывать о социальном аспекте современного искусства в работах художников выставки «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное». Первая героиня — мастер перформанса и инсталляции Мона Хатум, которая говорит о трагедии войны, тоске по дому и взрослении мусульманской женщины в современном мире.

Мона Хатум. Шляпа для двоих V. 2013 © Fondation Louis Vuitton
Мона Хатум. Шляпа для двоих V. 2013 © Fondation Louis Vuitton

Британская художница палестинского происхождения Мона Хатум, чего только не делала. В начале своей карьеры, переехав из Ливана, охваченного гражданской войной, в Лондон, она увлекалась перформансом и наравне с Мариной Абрамович занималась исследованием тела. В то время у нее не было собственной мастерской и перформанс стал единственным способом реализоваться в искусстве и высказать свою точку зрения. Молодая и рассерженная Хатум отчаянно протестовала против происходящего в мире. Ее внимание было сосредоточено на человеческих взаимоотношениях, их зависимости от расы, пола, класса и культурных различий. Художница делала ставку на визуальный эффект, а не на открытое высказывание прямых политических лозунгов и использовала символы, например, предлагала зрителям попробовать сырое мясо.

The Negotiating Table, 2012 © Photo: Haupt & Binder
The Negotiating Table, 2012 © Photo: Haupt & Binder

Женское тело в ранних работах представлялось объектом, находящимся под воздействием системы давления и контроля. В 1983 году она делает перформанс «Стол переговоров», где лежит в крови, обернутая в целлофан и окруженная вывернутыми наизнанку внутренними органами. Вокруг стола расставлены пустые стулья, а саундтреком к происходящему служат записи репортажей о гражданской войне в Ливане и выступления западных лидеров о мире.

В своих экспериментах с телом Мона Хатум зашла далеко в самом буквальном смысле. Одна из главных видеоинсталляций этого периода — «Инородное тело» 1994 года («Corps étranger»). Сама художница называет ее автопортретом. На видео, проецирующемся на овальный пол, мини-камера следует по контуру тела художницы и через горло врывается внутрь, показывая органы. Мона Хатум соединяет отстраненный, медицинский взгляд на человеческое тело с максимальной интимностью, ставя вопрос о границах личного пространства в мире тотального контроля.

Mona Hatoum Terra Infirma Installation: Pulitzer Arts Foundation, St. Louis April 6-August 11, 2018 photography © Pulitzer Arts Foundation and Alise O'Brien Photography
Mona Hatoum Terra Infirma Installation: Pulitzer Arts Foundation, St. Louis April 6-August 11, 2018 photography © Pulitzer Arts Foundation and Alise O'Brien Photography

Период активного протеста и интереса к перформансу сменился менее радикальным увлечением инсталляцией и скульптурой. Хатум не отходит от своих тем, но уже не ставит перед собой задачу вызвать у зрителя шок, а скорее подталкивает его к собственному размышлению. Место живого, пульсирующего тела занимают минималистичные конструкции. Теперь она делает инсталляции, в которых обыкновенные бытовые предметы меняют свои функции. Мир условной домохозяйки оказывается опасным, а самые простые кухонные приборы превращаются в орудия пытки. Так терка в исполнении Хатум многократно увеличивается в размерах и становится ширмой с острыми шипами. Но в этом опасном мире есть место и другим вещам. В период влюбленности художница создает работу Т 42 — трогательную чашку для двоих.

Mona Hatoum, T 42 (gold), 1999. © Mona Hatoum. Foto: Bill Orcutt
Mona Hatoum, T 42 (gold), 1999. © Mona Hatoum. Foto: Bill Orcutt

Инсталляция «Шляпа для двоих V» 2013 года, которую можно увидеть на выставке «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» тоже говорит о паре. На скамье лежат две сплетенные полями соломенные шляпы. Каждый зритель должен решить для себя сам – символ ли это крепкого союза или вынужденного сосуществования.

Подписывайтесь на канал Пушкинского музея в Яндекс.Дзене — и мы расскажем вам обо всех художниках выставки коллекции Fondation Louis Vuitton. Кроме того, у вас будет шанс на попасть на одну из запланированных экскурсий с экспертами и медийными персонами.