"Глобус" всея Великобритании

16 May 2020

В репертуаре TheatreHD значительное место занимает лондонский театр «Глобус». Место это легендарное и уникальное, поэтому с удовольствием рассказываем, что это за театр, откуда взялся и почему так нами любим.

Словосочетание «Театр «Глобус»» прочно и уверенно ассоциируется с именем Уильяма Шекспира. Но любим мы «Глобус» не только потому, что великий драматург многие годы был основным автором и совладельцем театра.

Ладно, обо всем по порядку 😊

Здание театра "Глобус" на берегу Темзы
Здание театра "Глобус" на берегу Темзы
Здание театра "Глобус" на берегу Темзы

Для тех, кто, возможно, не знает, сразу скажем честно: нынешний театр –близкая к реальности, очень хорошо сделанная, но все же «реплика» того самого шекспировского «Глобуса». Реплика со своей историей – битвой за возрождение длиной в 50 лет. Современность театра внутри выдают разве что положенные по технике безопасности надписи Exit да наличие туалетов. То, что это удивительное здание возродилось из пепла спустя 400 лет – чудо, настоящее чудо любви, веры, терпения и соучастия.

рисунок XVI века, театр "Глобус" и окрестности
рисунок XVI века, театр "Глобус" и окрестности
рисунок XVI века, театр "Глобус" и окрестности

Итак. Первые театры со своими зданиями появились в Англии в середине – конце XVI столетия. Первым среди них театр с незатейливым названием… «Театр». Его владелец, Джеймс Бербедж, в 1576 году арендовал землю в Шордиче на 21 год. К концу контракта собственник земли решил задрать цену на следующий (еще бы, театр востребован, лакомый кусок»). Переговоры, уговоры, угрозы ни к чему не привели, владелец земли хотел больше денег. И тогда Бербеджи пошли на риск. Пока, как говорят, владелец праздновал Рождество где-то за пределами Лондона, они разобрали здание по балке и по балке же перенесли его на другое место, на другой берег Темзы. Что ж, вдалельцу земли осталось только метаться в бессильной злобе, а новом театру – возродиться на новом месте. Был приглашен опытный плотник, были проведены некоторые усовершенствования, и в 1599 году родился новый театр. Который назвали «Глобусом».

Рисунок, демонстрирующий устройство "Глобуса" изнутри
Рисунок, демонстрирующий устройство "Глобуса" изнутри
Рисунок, демонстрирующий устройство "Глобуса" изнутри

Есть разные версии того, откуда взялось такое название. Основная гласит, что это намек на знаменитое «Весь мир – театр». Фраза эта, кстати, принадлежит не Шекспиру, у него она – заимствование у римского поэта Петрония.

«Глобус» был акционерным обществом – товариществом на паях - с долевым участием актеров. Основателями были два брата Бербедж, сыновья собственника «Театра». У каждого из них было 25% акций. Ричард Бербедж был и основным актером, звездой «Глобуса». Именно он стал первым исполнителем роли Гамлета и многих других великих шекспировских ролей. Считается даже, что Шекспир писал свои пьесы, учитывая возраст главного исполнителя, вместе с взрослением Бербеджа взрослели и персонажи. Гамлет, кстати, был тучным и страдал одышкой именно потому, что таков был перый исполнитель. Традиция делать Гамлета романтическим байроновским страдальцем пришла гораздо, гораздо позже. Но это мы уже отвлеклись 😊

Ричард Бербедж
Ричард Бербедж
Ричард Бербедж

Уильям Шекспир – актер и драматург – также был среди пайщиков «Глобуса». Но Шекспир никогда не был основным владельцем, его доля была сравнительно небольшой. А вот Шекспир-драматург, пусть и не был единственным автором, но, безусловно, царил в «Глобусе».

В своем первозданном виде театр просуществовал 14 лет и сгорел во время представления шекспировского «Генриха VIII» из-за осечки отвечающей за спецэффекты пушки. Это было концом шекспировского театра. К театру, построенному на месте сгоревшего, прямого отношения он уже не имел.

Новое здание было уже каменным, построено было быстро, но просуществовало все равно недолго. В 1642 году Глобус, как и остальные театры, закрыли во время Гражданской войны, а позднее снесли – территорию отдали под доходные дома. О «Глобусе» фактически забыли до середины XX века.

театр елизаветинского времени
театр елизаветинского времени
театр елизаветинского времени

В 1949 году в Лондон приехал молодой американский актер Сэм Уонамейкер. Страстный поклонник Шекспира, он мечтал увидеть «Глобус», но не нашел и следов здания – лишь маленькую мемориальную табличку. И актер решил возродить знаменитый театр. Можно, без преувеличения, сказать, что на этот проект Уонамейкер положил жизнь.

С момента возникновения идеи до первых попыток реализации прошло больше 10 лет. В шестидесятых годах Уонамейкер создал фонд, собиравший деньги на строительство, и бросился в пучину согласований, поисков документальных свидетельств, споров и технических решений.

До открытия «Глобуса» он не дожил четыре года, но своим третьим рождением театр на берегу Темзы обязан именно ему.

Сэм Уонамэйкер и макет "Глобуса"
Сэм Уонамэйкер и макет "Глобуса"
Сэм Уонамэйкер и макет "Глобуса"

«Глобус» открылся в 1997 году в 200 метрах от того места, где располагался его легендарный предок. От идеи до открытия театра прошло почти 50 лет.

Уонамэйкер бился за то, чтобы построить театр на том же месте и в том же виде, что был в XVI веке. Если сохранить место действительно было невозможно по ряду причин, то старый вид «Глобуса» (до той степени, до которой информация о нем есть) отстоять удалось. Даже дерево – дуб - для создания театра было обработано по правилам XVI века!

Основные изменения коснулись фойе, инженерных коммуникаций и закулисной части театра: зрительская часть и сцена максимально приближены к проекту 1599 года. Вплоть до того, что «Глобусу» разрешили покрыть крышу соломой: после Великого пожара 1666 года такое покрытие было под категорическим запретом. Защиту, конечно, обеспечили: на крыше установлены специальные разбрызгиватели. Вообще, пожарной безопасности уделено очень много внимания, оно и понятно.

"Глобус" в XXI веке. На этом фото хорошо видно уникальную крышу здания
"Глобус" в XXI веке. На этом фото хорошо видно уникальную крышу здания
"Глобус" в XXI веке. На этом фото хорошо видно уникальную крышу здания

Крыша закрывает «ложи» и сцену, а стоячий партер и тогда, и сейчас (!) располагается под открытым небом.

Стоячий партер "Глобуса"
Стоячий партер "Глобуса"
Стоячий партер "Глобуса"

Как рассказывают экскурсоводы «Глобуса», партеру это шло только на пользу. Дожди для Лондона – явление привычное, а людям, которые приходили на дешевые стоячие места, мягко говоря, не мешало помыться. К услугам нынешних зрителей – дождевики и хорошее настроение. Театр работает только в теплое время года, открывается традиционно в предполагаемый день рождения Шекспира – 23 апреля. Так что совсем замерзнуть под дождем не придется, а приключение гарантировано.

Дождь в "Глобусе" - отдельный аттракцион
Дождь в "Глобусе" - отдельный аттракцион
Дождь в "Глобусе" - отдельный аттракцион

«Глобус» никогда не был местом священнодействия, этот театр всегда был и остается по сей день потомком уличных, площадных театров. Современные зрители, конечно, не кричат в голос, перебивая представление, а среди партера не бродят шумные торговцы-зазывалы, но есть и пить, сидя в ложах, по-прежнему, можно. Кроме того, сохранилась, например, традиция финальной коды: этот танец, которые исполняют все участники, снимает напряжение после любого спектакля.

Коммуникация со зрителем, веселый и иногда немного наглый, грубый интерактив остались прежними. В одной хорошей рецензии как-то написали «Шекспир не воспитывал детей, Шекспир развлекал взрослых». Так оно и осталось в «Глобусе» по сей день.