Озеро одиночества. Как Лебеди в коротких штанишках покорили мир.

9 August 2020
3,4k full reads
2,5 min.
4,4k story viewsUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 76% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В этом году исполняется 25 лет пожалуй самой знаменитой современной интерпретации “Лебединого озера”. Сочинил его в 1995 году британский хореограф Мэтью Борн.

Строго говоря, от “Лебединого озера” в этом спектакле - музыка Чайковского, главный герой - принц, и тема испытания и предательства, тема поисков любви. На звание “балет” спектакль не претендует, но его одинаково любят и далекие от музыкального театра зрители, и многие балетоманы. Почему?

Постер "Лебединого озера"
Постер "Лебединого озера"
Постер "Лебединого озера"

Возможно потому, что людях отзывается и эта история, и ее связь, просто невероятная, с великой музыкой, и безграничная фантазия Борна, который умеет сочинить что-то новое там, где, казалось бы, все миллион раз сказано до него. Его «Лебединое озеро» не копирует ни одну из существующих постановок, оно заставляет любителей танца подумать о том, что танцевальный спектакль может быть и мощнейшим драматическим, а зрителям, далеким от танца, открывает совершенно новый мир.

Пойдем, тем не менее, по порядку.

Спектакль этот, конечно, актуален вне времени, но все-таки интересно понимать контекст, в котором он был создан.

Чальз и Диана
Чальз и Диана
Чальз и Диана

Даже согласно изначальному либретто спектакль этот отчасти о королевской семье, о властной матери и затюканном сыне, о ее требовании жениться наконец! А на дворе 1995 год, прошла всего пара лет после того, как всю Великобританию всколыхнула история о неминуемом разводе Чарльза и Дианы. Собственно, скандал, за которым следит вся страна, объяснения принца с просьбой понять его в этот момент и происходят. Королевский развод случился меньше чем через год после выхода спектакля. Не иметь никаких ассоциаций с Королевой и Принцем, не заметить, на кого немного похожа Подружка принца, которая отчаянно не нравится его матери, нарушает этикет и вообще не вписывается в жизнь затюканного наследника, было невозможно.

Сцена из "Лебединого озера". Королева и Подружка.
Сцена из "Лебединого озера". Королева и Подружка.
Сцена из "Лебединого озера". Королева и Подружка.

Кстати, после гибели Дианы эта ассоциация стала еще более острой. Учитывая, что все другие ссылки на семью и страну повествования угадываются без проблем – тут вам и корги, тут вам и посещение театра, который очень легко узнать то традиционным ярко красным буклетам. В общем, контекст понятен. Борн никогда не пытался оскорбить королевскую семью, просто в тот момент для него эта история стала ярким примером несвободы. Королевская семья, впрочем, на Борна никогда не обижалась, и свой титул Сэра он получил в том числе и за “Лебединое”.

Посвящение в рыцари. (с) PA images
Посвящение в рыцари. (с) PA images
Посвящение в рыцари. (с) PA images

Борн с глубоким уважением относится к классике, но девушки-лебеди казались ему всегда слишком красивыми и слишком нежными для мощной музыки Чайковского. И, что греха таить, слишком изящными. А лебеди грациозны лишь на воде. Как они шлепают по земле, как шипят и атакуют - все, вероятно, видели.

В общем, вполне естественно, что из этого взгляда, из желания показать лебедей сильными и недобрыми, и родилась идея мужского кордебалета. Который сейчас стал самым узнаваемым символом творчества Борна.

сцена из "Лебединого озера"
сцена из "Лебединого озера"
сцена из "Лебединого озера"

Надо сказать, что лебединый костюм долго не получался. Авторы точно знали, что хотят оставить обнаженный торс – ведь была задача показать работу мускулов, и, по возможности, голые икры. Идеи крутились вокруг разных видов укороченных брюк, пробовали шорты и бриджи, пока однажды Мэтью не увидел видео с индийским танцовщиком в брюках в стиле бэгги, с заниженной талией, фиксированные на бедрах, покрытые бахромой. То, как вела себя бахрома в движении, оказалось идеальным попаданием. Лез сделал то же самое, но из клочков шифона.

“Лебединое озеро” было уже восьмым спектаклем Борна, но до мировой славы еще было далеко - а значит и опасений, связанных с “посягательством” на классику, было много. Хотя в портфолио хореографа к тому времени были “Щелкунчик” и “Сильфида”, у “Лебединого” в мире балета все же особая репутация.

Спектакль имел все шансы не появиться на свет. Никто не хотел давать денег на такую не очевидно успешную коммерчески историю, никто не верил в то, что может получиться серьезный, интересный спектакль, а не банальная пародия на классику, к тому же, на великую классику, на основу основ танца. В каком-то смысле спасением стал Адам Купер, харизматичный премьер Royal Opera Ballet, который с опаской, но все же с воодушевлением согласился роль Лебедя и Незнакомца. Кстати, как рассказывает Борн, Адам стал, во многом, соавтором спектакля, придумав некоторые ставшие знаменитыми позы и па.

Адам Купер в партии Лебедя
Адам Купер в партии Лебедя
Адам Купер в партии Лебедя

Royal Opera Ballet это бренд, так что имя Адама позволило привлечь хоть какие-то деньги. Экономили на всем, но спектакль все равно получался самым дорогим за еще недолгую историю компании. Поэтому был набран минимальный состав исполнителей, у артистов не было дублеров, и любая травма могла стать фатальной. Вплоть до открытия занавеса Мэтью буквально сходил с ума от ужаса и ожидания провала - это был слишком важный и личный для него спектакль. К тому же после первых аплодисментов дирижеру, тот взял и ушел из-за пульта, вызвав у автора настоящую паническую атаку. Оказалось, в общем состоянии истерии дирижер перед выходом просто забыл взять ноты, пришлось возвращаться. Дизайнер Лез Бразерстоун вспоминает, в свою очередь, что на генеральной репетиции было столько камер, что он не видел, что происходит на сцене, и думал лишь о том, что даже если это провал, это был прекрасный опыт.

Мэтью Борн и Адам Купер
Мэтью Борн и Адам Купер
Мэтью Борн и Адам Купер

“Лебединое озеро” изменило судьбу Купера. Он был совсем молодым артистом, когда, после блоков спектакля на Вест-Энде и Бродвее, на него свалилась действительно мировая слава - какой теперь почти не бывает у классиков. Для него открылся огромный мир, не ограниченный рамками классического театра. Через пару лет Купер ушел из ROH. Он принимает участие в спектаклях самых разных жанров, с удовольствием играет в мюзиклах, ставит сам. Совсем недавно Купер вновь вернулся к сотрудничеству с Борном и принял участие в “Красных башмачках”. Пятидесятилетнего Купера (он, кстати, в сумасшедшей форме!) в роли демонического импресарио можно будет увидеть в кинотеатрах TheatreHD в конце сентября.

Адам Купер в спектакле "Красные башмачки"
Адам Купер в спектакле "Красные башмачки"
Адам Купер в спектакле "Красные башмачки"

Конечно, “Лебединое озеро” изменило и судьбу самого Борна. С одной стороны, оно обеспечило ему доступ на пьедестал мировой славы, а с другой - сформировало имидж подрывателя основ, к которому Борн вовсе не стремился. Провокация - не его жанр, его жанр - фантазия, сказка, пусть не всегда добрая.

Почему-то люди, впервые узнавшие о спектакле, сразу думают о том, что речь тут об однополой любви - раз главных героев танцуют мужчины

. Конечно, при желании, историю можно увидеть и так. Намеки на любовную связь есть, но не они здесь важны. Борн часто говорит про этот спектакль, что он не о сексе, не о страсти или вожделении, он о потребности человека быть любимым.

Сцена из "Лебединого озера"
Сцена из "Лебединого озера"
Сцена из "Лебединого озера"

Ну и напоследок одна красивая история, связанная с тем составом “Лебединого”, которое сейчас можно посмотреть в кино.

Есть такой известный музыкальный фильм “Билли Эллиот”. Это история о мальчике из шахтерской семьи, который мечтал стать танцовщиком и шел к своей мечте наперекор всему. Те, кто видел фильм, наверное помнят его финал – за секунду до выхода главного героя на сцену в главной партии в балете. “Лебединое” Борна было настолько узнаваемым и настолько культовым в конце 90-х, что совсем не удивительно, что именно этот спектакль был выбран для Билли как венец его борьбы. Фильм вышел в 2000 году, а в 2005 году в Великобритании появился на свет одноименный мюзикл на музыку Элтона Джона. Главного героя играли в очередь несколько мальчишек, и все они получили премию Оливье за эту роль. Среди них был и Лиам Мувер.

Лиам Мувер
Лиам Мувер
Лиам Мувер

Прошли годы, Лиам вырос и прошел кастинг в труппу Мэтью Борна. И именно он танцует Принца в “Лебедином озере”. Круг замкнулся, и мальчик, игравший Билли, реализовал его мечту.

"Лебединое озеро" на TheatreHD/Play - с 9 по 15 ноября.