Как преподаватель СПбГУ оказался в центре главного скандала вокруг Facebook

02.05.2018

Facebook еще долго будет разгребать последствия утечки персональных данных компании Cambridge Analytica, работавшей на предвыборную кампанию Дональда Трампа. Политтехнологи получили без предварительного согласия данные 80 млн пользователей Facebook, Марку Цукербергу, оказавшемуся под огнем критики, пришлось извиняться, менять правила соцсети, дважды объяснять ситуацию американским конгрессменам. Акции компании, упавшие в дни после начала скандала на 17%, до сих пор, даже после публикации отличной квартальной отчетности, отыграли лишь половину падения.

Масла в огонь добавило то, что в центре скандала оказался человек, связанный с Россией, — преподаватель Санкт-Петербургского университета Александр Коган. Уроженец Молдавии, в детстве Коган переехал в Москву, после чего его семья эмигрировала в США. Коган владеет русским языком, преподает в Кембриджском университете и в Санкт-Петербургском государственном университете. Именно Коган, в разное время сотрудничавший и с Cambridge Analytica, и с самим Facebook, создал приложение-тест, из-за которого и произошла утечка.

Цитата

Пока Цукерберг оправдывался в американском парламенте, Когану пришлось выступать в британском. Перед этим он говорил в интервью: «В то время [речь идет о сотрудничестве с Cambrigde Analytica] я думал, что все наши действия корректны. Вы знаете, я был немного наивен. Я думал, что наши действия нормальны».

Больше историй о главных стартапах планеты - в ежедневной рассылке The Bell.

Деньги на исследования

В 2012 году Александр Коган, молодой психолог, занимающийся социологическими исследованиями и психометрией, поступил преподавать в Кембриджский университет — именно он стал связующим звеном между Cambridge Analytica (СA) и данными Facebook.

  • В 2013 году Коган разработал приложение для Facebook — психологический текст, который запрашивал информацию о профилях пользователей и их друзей (в то время Facebook разрешал сторонним приложениям такой сбор данных). По его словам, Коган использовал данные для академических целей. Это не уникальный случай: аналогичный тест еще в 2007 году разработали два других кембриджских исследователя, также занимающиеся психометрией — Майкл Косински и Дэвид Стилвэлл.
  • В январе 2014 года знакомый аспирант представил Когана представителям SCL Elections — подразделения Cambridge Analytica. Компания предложила ему финансирование для его исследований, а взамен получала его приложение для Facebook, работавшее в соцсети по старому договору и правилам приватности.
  • Старые правила позволяли, получив согласие пользователя на обработку его данных, получить доступ и к данным его друзей, которые ни о чем не знали. Это и позволило добыть такое количество информации, хотя тест прошли всего 270 тысяч человек. Подробно о тесте здесь, а посмотреть и пройти его (без опаски) можно здесь.
  • Коган предлагал работать на SCL другим признанным специалистам по вопросу — Косински и Стилвэллу, но они отказались (сейчас Коган говорит, что SCL сама попросила его «убрать» коллег). После начала работы с SCL Глава Центра Психометрии в Кембридже, Джон Раст, обвинил Когана в использовании идеи Косински и Стилвэлла для обогащения, пишет Guardian. Ученый это отрицал, утверждал, что сотрудничество с SCL служит целям его исследований, а Раста обвинил в травле. Сейчас Коган отмечает, что расследование университета позднее не подтвердило обвинения Раста.

Ученый и бизнесмен

В июне 2014 года Коган основал компанию Global Science Research (GSR), от лица которой подписал контракт с SCL. Действительно, несмотря на обвинения Раста, соглашение не предполагало денежных вознаграждений для ученого: он получал данные пользователей Facebook и в качестве дополнения — имевшиеся у компании данные 1 млн жителей Тринидада и Тобаго (их он в итоге так и не получил).

  • Сооснователем GSR стал Джозеф Канцлер, работавший в лаборатории Когана. Он работал в компании до 2015 года, а через несколько месяцев, оставаясь совладельцем GSR, перешел в Facebook, где работает до сих пор. Представитель соцсети утверждает, что деятельность Канцлера «не связана с тем, что он делал раньше».
  • Основанная Коганом GSR тем временем продолжала свою работу — в профиле еще одного руководителя компании (нанят в августе 2014 года) в LinkedIn утверждалось, что у компании есть данные о более чем 40 млн пользователей соцсетей из США. В профиле говорилось, что компания помогает бизнесу анализировать «психологические, экономические и этнографические» данные их клиентских баз. На своем сайте GSR официально продвигала инструменты для «оптимизации маркетинговых стратегий с помощью big data и психологии».
  • Одновременно Коган продолжал заниматься наукой и начал близко работать непосредственно с Facebook — соцсеть предоставила ему, например, анонимные данные 57 млрд запросов в друзья в соцсети. «В ноябре 2015 года я даже консультировал Facebook и обучал их тому, чему я научился в процессе сбора данных для Cambridge Analytica. Я объяснял им что-то вроде «вот что мы примерно делали и вот что мы примерно узнали, и вот как вы можете все это применить в ваших опросах»», — рассказывал Коган в интерью CBS. При этом, после того как Guardian в декабре 2015 года написала, что данные пользователей Facebook использовал в своей кампании американский сенатор, несостоявшийся кандидат в президенты от Республиканской партии Тед Круз (он, как и Трамп, работал с Cambridge Analytica), Facebook связалась с Коганом и потребовала от него удалить все связанные с CA данные GSR, а также прекратила с ним сотрудничество.

После этого дела у GSR пошли на спад, и в октябре 2017 года компания прекратила свое существование. Коган переехал из Англии в Сан-Франциско, оставаясь на своей должности в Кембридже, и начал развивать там еще одну компанию, которую он основал в 2015 году — Philometrics. Компания занималась развитием инструмента  SurveyExtender, анализирующего и предсказывающего результаты исследований (как отмечает Guardian, данные Facebook от GSR инструмент не использовал). Philometrics привлекла как минимум одного инвестора — специализирующуюся на медиамониторинге компанию Meltwater, для которой делала прогнозы на криптовалютном рынке. The Guardian представитель Meltwater сказал, что Коган не смог сделать Philometrics успешной: «Насколько мы знаем, сейчас это компания с очень ограниченным количеством операций и сотрудников».

«Данные Facebook использовались налево и направо»

После начала скандала Когану пришлось давать показания в профильном комитете Палаты общин Великобритании. Его, среди прочего, спрашивали о вмешательстве России в американские выборы. Вот главное:

  • «Я не верю, что Facebook действительно так считает [что Коган был вовлечен в мошенническую схему]. Я думаю, что они понимают: данные Facebook использовались налево и направо тысячами других [приложений], и я просто стал неудачливым человеком, который оказался причастен к кампании Трампа».
  • «Идея использования этих данных для таргетированной рекламы, честно говоря, не имеет смысла. У Facebook есть своя рекламная платформа, которая может сделать таргет на 100% населения [США], а не на 15%. Вам просто не нужны данные пользователей для этого».
  • Коган отметил, что его тест не нарушал никаких правил: «Для вас существует факт нарушения политики конфиденциальности. Я бы  согласился только с тем, что мои действия противоречили терминам в правилах Facebook, а это немного другое».
  • Ученый утвердительно ответил на вопрос, работал ли он в университете Санкт-Петербурга во время преподавания в Кембридже. Его работа в России была согласована с Кембриджским университетом.
  • Отвечая на вопрос о российском вмешательстве в американские выборы, Коган сказал, что все «крупные политические силы», включая США, Россию и Великобританию, причастны к подозрительным действиям: «Есть длинная история вмешательства США в иностранные выборы».

Этот материал - часть ежедневной рассылки The Bell. Подписаться на нее можно у нас на сайте. Чтобы читать самые интересные материалы из рассылки, подписывайтесь на наш канал в "Яндекс.Дзене". Кстати, читать The Bell в почте не только удобно, но и выгодно: вступайте в BELLClub и получайте подарки и скидки от наших партнеров, а также возможность встретиться с ведущими бизнесменами.