Как потерять $50 млрд за 5 дней?

22 March 2018

Кейс основателя Facebook Марка Цукерберга

В выходные The Guardian и The New York Times рассказали, что компания Cambridge Analytica с помощью психологического теста на сайте Кембриджского университета похитила данные 50 млн людей. Впоследствии их использовали в предвыборной кампании Трампа.

После того, как об этой истории стало известно, Facebook умудрилась совершить все мыслимые ошибки, которые привели к обвалу ее акций.

Этот материал - часть ежедневной почтовой рассылки The Bell. Подписаться на нее можно у нас на сайте.

Детали

  • Противоречивые сообщения. В Facebook знали о готовящихся статьях заранее и попытались сыграть на опережение. Во-первых, разослали СМИ отчето том, что, с точки зрения закона, никакого нарушения приватности пользователей не было. Во-вторых, опубликовал в своем блоге пост, суть которого в следующем: Facebook стало известно, что CA не удалила данные пользователей, прошедших тест. Это, конечно, непорядок – поэтому компания перестает сотрудничать с CA. Это могло бы быть красивым жестом, но только усугубило ситуацию. Выяснилось, что Facebook узнала об утечке лишь накануне публикации – от самих же журналистов, которых обещалазасудить.
  • Конфликт руководства. Уже в понедельник о своей отставке объявилдиректор Facebook по информационной безопасности Алекс Стамос. Причина – его несогласие с тем, как Facebook рассказывал о российском вмешательстве в американские выборы. Позиция Стамоса разошлась с мнением других директоров, в частности, операционным директором Шерил Сэндберг.
  • Отказ от диалога даже с сотрудниками. Все это время ни Сэндберг, ни Марк Цукерберг никак не комментировали ситуацию. Даже на встречу с коллективом во вторник они не пришли сами, а прислали адвоката, который ничего внятного сказать не смог. Он гнул ту же линию, что и в присланных перед публикацией отчетах.  CA должна была удалить данные пользователей, но не сделала это. Люди рассказывали все добровольно – так что технически нарушения со стороны Facebook не было. Один из сотрудников дважды спросил, не смущала ли руководство неэтичность этого – пусть даже юридически все было более-менее чисто – но ответа так и не получил.
  • Молчание пресс-службы. С внешними коммуникациями тоже не задалось: представитель Facebook отказывалась от комментариев и отсылала журналистов к посту Цукерберга двухмесячной давности. Он начинается со слов «каждый год я беру на себя обязательство научиться чему-нибудь новому» и не содержит конкретики – только абстрактные заявления, что Facebook будет защищать пользователей «от насилия, ненависти и вмешательства властей». Цукерберг признал, что компания допускает «слишком много ошибок, пытаясь предотвратить злоупотребление ее инструментами».
  • Признание Цукерберга. Только 10 часов назад Цукерберг наконец-то заговорил. В посте на Facebook он признался, что «доверие между пользователями и компанией подорвано» и Facebook делает все, чтобы его восстановить. В первом же комментарии под этим постом журналист Дэвид Киркпатрик (автор нескольких книг про Facebook) похвалил Цукерберга за то, что тот хоть что-то написал. Но лучше бы Цукербергу ответить на вопросы прессы лично, подчеркнул Киркпатрик. «Мне кажется, нельзя прятаться за постом в Facebook, когда в руках у твоей компании данные 2,2 млрд людей. Многим из них кажется, что демократия во всем мире под угрозой. Грустно такое писать, но уж как есть». Цукерберг в ответ на это заявил, что скоро даст интервью CNN (интервью запланировано на 9 вечера).

Что мне с этого?

Это уникальный кейс, как можно виртуозно облажаться в кризисной ситуации, даже будучи компанией-техногигантом. Чем дальше, тем больше цена ошибки: Facebook уже потерял на скандале с CA $50 млрд стоимости, акции продолжают падать – снижение уже составило больше 9%. Используйте это, как инструкцию: чего не надо делать, если у компании проблемы.

Анастасия Стогней 

Этот материал - часть ежедневной почтовой рассылки The Bell. Подписаться на нее можно у нас на сайте. Кстати, читать The Bell в почте не только удобно, но и выгодно: вступайте в BELLClub и получайте подарки и скидки от наших партнеров.