Почему забраковали факелы из Японии для Олимпиады?

18 August
Почему забраковали факелы из Японии для Олимпиады?

В Музее Москвы открыта выставка «Символы Олимпиады. К 40-летию Олимпийских игр в Москве», посвященная двум летним неделям 1980 года, ставшим по-настоящему триумфальной страницей в истории СССР. Помимо легендарного медвежонка, есть много всего интересного. Подробно рассказываем о четырех экспонатах.

Японские кроссовки

Кроссовка мужская для бегуна-факелоносца на Олимпиаде-80. Япония. Mizuno Corporation. 1980. Кожзаменитель. 28,5 см
Кроссовка мужская для бегуна-факелоносца на Олимпиаде-80. Япония. Mizuno Corporation. 1980. Кожзаменитель. 28,5 см

Это обувь тех, кто участвовал в знаменитой эстафете олимпийского огня в преддверии Олимпиады в Москве. СССР решил отказаться от транспорта: огонь с факела на факел передавали 5 тысяч бегунов, которые за 30 дней преодолели по территории Греции, Болгарии, Румынии и СССР путь в 5 тысяч километров. Производитель спортивного оборудования Mizuno, очень известная и уважаемая японская фирма со 100-летней историей, был официальным поставщиком экипировки на Олимпиаде-80. Каждому участнику эстафеты форму тщательно подбирали по размеру: кеды, носки, спортивные майки – все белого цвета с красной олимпийской символикой. Однако в самый торжественный момент на бежавших последние два этапа до чаши в «Лужниках» Викторе Санееве и Сергее Белове были надеты кроссовки с хорошо известными тремя полосками. Дело в том, что накануне во время генеральной репетиции Белов внезапно поскользнулся на мокрой ступеньке. Вероятно, это и стало причиной выбора на финальном отрезке пути кроссовок adidas. Наметился было скандал, но его быстро удалось замять.

Факел олимпийского огня

Факел олимпийского огня с надписью «Москва – Олимпиада – 1980». СССР. 1980 Металл, пластик, краска, печать типографская. 57,0 х 9,8 см
Факел олимпийского огня с надписью «Москва – Олимпиада – 1980». СССР. 1980 Металл, пластик, краска, печать типографская. 57,0 х 9,8 см

Партнером эстафеты олимпийского огня в 1980 году была японская фирма Mizuno. Компания обеспечила все оснащение, но сами факелы сделали в СССР, потому что японцы предложили модель, напоминавшую тростник, и оргкомитет ее забраковал. В 1978 году разработку идеи доверили Ленинградскому машиностроительному заводу имени Климова, который запатентовал свое изделие как изобретение СССР под номером 729414. Внутрь факела были вмонтированы газовая магистраль и горелка, там же была емкость для сжиженного газа. Чтобы пламя было видно при солнечном свете, рядом с горелкой разместили капсулу с маслом, оно окрашивало пламя в розовый цвет. Запаса газа хватало на десять минут. Своим античным внешним видом, напоминающим силуэтом светильники в метрополитене, факел обязан художнику завода имени Климова Борису Рогачеву. А японский минимализм, между прочим, пришелся по душе устроителям XIV зимних Олимпийских игр, и через четыре года югославская спортсменка Санта Дубравчич с факелом Mizuno в виде тонкого стержня зажгла олимпийский огонь на стадионе в Сараеве.

Медали Передерия

Н. Ф. Передерий. Барельеф «Конный спорт». Россия. Ленинградский завод «Монументскульптура». 1980
Металл. 16,4 х 1,0 см
Н. Ф. Передерий. Барельеф «Конный спорт». Россия. Ленинградский завод «Монументскульптура». 1980
Металл. 16,4 х 1,0 см

Экспериментальный завод художественного литья «Монументскульптура» имени М. Г. Манизера – так сегодня называется предприятие, на котором Николай Передерий, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, сделал серию медалей, посвященных Олимпиаде-80. На этом заводе, который тогда был еще литейной мастерской при Академии художеств, начиналась история русской скульптуры нового времени. Здесь училось несколько поколений мастеров художественного литья, были созданы выдающиеся памятники русской пластики, включая «Укротителей коней» Петра Клодта с Аничкова моста. После революции же мастерскую переименовали в завод «Монументскульптура», и вектор повернулся в сторону реализации ленинского плана «монументальной пропаганды». В медалях Николая Передерия чувствуется продолжение обеих традиций: с одной стороны, это ответ на требование времени, с другой – классическая медальерная эстетика, которую студент-художник изучил в эрмитажной коллекции медалей.

Текст для диктора с церемонии закрытия

Роберт Рождественский. Текст диктора церемонии закрытия Олимпиады-80 в «Лужниках». Бумага, машинописный текст
Роберт Рождественский. Текст диктора церемонии закрытия Олимпиады-80 в «Лужниках». Бумага, машинописный текст
Собственность семьи Роберта Рождественского (цифровая версия – коллекция Музея Москвы)
Роберт Рождественский. Текст диктора церемонии закрытия Олимпиады-80 в «Лужниках». Бумага, машинописный текст

За церемонии открытия и закрытия летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году отвечал заслуженный театральный режиссер и постановщик массовых зрелищ Иосиф Туманов. Чтобы сделать из Олимпийских игр масштабное национальное событие, Туманов обратился к самым известным и ярким деятелям советской культуры, среди которых был поэт Роберт Рождественский. Известно, что перу Рождественского принадлежат тексты двух олимпийских гимнов: официального, переведенного с греческого оригинала Костиса Паламаса, и неофициального «Олимпиада-80», исполненного Тынисом Мяги. Однако оказалось, что Рождественский еще и автор дикторских текстов церемоний открытия и закрытия – рукопись в этом году нашла в семейном архиве младшая дочь писателя Ксения.

Выставка «Символы Олимпиады. К 40-летию Олимпийских игр в Москве»
Музей Москвы
До 30 августа
Зубовский б-р, 2
Билеты: 200 рублей