PlUS ULTRA
776 subscribers

От бюрократии госаппарата к нейрокиберкратии нации-корпорации

От бюрократии госаппарата к нейрокиберкратии нации-корпорации

Бюрократическая система управления была разумным и эффективным решением в период перехода от родоплеменного строя к первым государственным образованиям, в дальнейшем также она вновь показала свою полезность при становлении централизованных государств после эпохи феодальной раздробленности, а окончательный пик её эффективности можно было назвать эпоху индустриальных экономик модерна с их массовостью и рутинностью процессов.

Идеи рациональной бюрократии Макса Вебера

Финалом идеальной модели бюрократии стала концепция Макса Вебера, сформулированная им только в 20-х годах XX века. По нему это была модель исполнительной власти в виде социального слоя профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, представляет собой предельный уровень формализации и закрепленной нормативности функций структуры чиновников, их жесткой специализации, которая увеличивает продуктивность.

Идеальный бюрократ по Веберу — это даже не человек, а скорее носитель конкретных должностных обязанностей, робот, с высокой предсказуемостью своего поведения и поведения организации в целом.

В этой рациональной модели бюрократии функционирует с: :

  • · Четкой иерархией.
  • · Вертикальными информационными потоками,
  • · Формализованными способами принятия решений,
  • · Претензией на особый статус в обществе.

При этом все чиновники как единицы системы управления обязательно должны обладать:

  1. Личной свободой и подчинённостью только служебному долгу.
  2. Достойным вознаграждением посредством постоянного денежного содержания
  3. Иметь эту профессию в качестве единственной или главной.
  4. Иметь четкость и ясность видения карьерной лестнице в которой действуют социальные лифты, зависящие от выслуги лет и профессиональным способностям и без влияния руководства.
  5. Подчиненностью всех звеньев и единиц единой строгой служебной дисциплины и контролю.
  6. Проявлением лояльности к своей организации.
  7. Невозможности передачи служебных мест по наследству или в результате покупок.

При этом Вебер подчеркивал, что при отсутствии капиталистических отношений в государствах или неразвитости, их государственная бюрократия может единолично захватить власть над страной. Также Неизбежное стремление чиновников к наращиванию своих властных полномочий приводят к многочисленным злоупотреблениям и масштабу управленческим ошибкам. В целом Вебер стоял за ограничения власти бюрократии.

--

Отметим, что этот идеал, в наилучшем своем приближении к совершенству относительно успешно функционировал только в странах с устойчивой политической системой, рынком и управленческой культурой. В ряде стран, как в России или колониальных стран Азии, Африки, или полуколониальных странах Латинской Америки, или древних стран наподобие Китая и Ирана он вообще функционировал с большим ущербом для управляемых народов.

Практически всегда неразрешимыми проблемами в большом управлении оказывалось казнокрадство, взяточничество, стремлением законсервировать текущее положение дел и неготовность к серьезным инновациям в обществе,

Замкнутый слой высших чиновников после любых социальных потрясений (вне зависимости от идеологии) и перевороте песочных часов управления, вновь складывался в пирамиду присваивая себе все властные функции и привилегии, консервировался, превращаясь в номенклатуру, противопоставляющую себя обществу отстаивая в первую очередь сугубо свои корпоративные интересы.

---

Все это дает понимания что порой даже правильные, справедливые идеи и цели, реализуются в неидеальном мире и неидеальными людьми в результате чего губятся и результаты и идеи.

Нация-корпорация в силу этого отказывается от понятия государства как госаппарата (рассматриваемой выше бюрократической машины с её недостатками), а исходя из возможностей предоставляемой 4 промышленной революцией и 6 техноукладом, новых сетевых и коммуникационных технологиях, рассматривает управления обществом подобно функции нейронов живого организма, что также можно назвать нейрокиберкратией.

Элементы масштабного управления

Создавая новый способ структурирования мира для взаимодействий и взаимоотношений в масштабном переходе, выделим основные элементы любого масштабного управления в виде:

  1. Собственно людей (их компетенций и организованной культуры)
  2. Организационной архитектуры и процесса
  3. Стратегии (вектора развития и ключевых проектов)
  • Культура

В отношении первого момента управления есть замечательная фраза «Культура ест стратегию на завтрак», указывающая нам что как бы ни была построена в теории организационная структура и процесс, какие бы грандиозные задачи и проекты преобразований не ставились, без великой культуры и идейной основы управленцев избежать негативных аспектов (коррупции, компрадорства, зловластья) крайне затруднительно.

Чтобы изменить общество должна быть изменена культура - как политическая в целом для тех, кто будет управлять, так и гражданская на уровне самовосприятия граждан, при этом граждане должны научиться уважать друг друга и чувствовать себя новой общностью.

Управленцы с паршивой культурой будут достигать паршивых для управляемых (общества) результатов. Изменить культуру, складывающуюся порой веками непросто, для этого нужно дать новый образ бытия привлекательный и завораживающий для многих. Этакий новый образ-мир. В ряде случаев стоит изменить и управленческий язык - изменить язык — значит изменить культуру (так как язык — это вербальное выражение культуры, но одновременно с этим это и то что создает культуру)

Личные примеры лидеров нового времени постепенно создадут привычку поступать так, а не иначе создав более сильное и здоровое общество.

Если люди будут делать то, что умеют и делать это хорошо на благо новой общей цели это перейдет в привычку став основой новой общественной практике и культуры.

-----------

  • Архитектура управления и самоуправления и управленческий процесс

В отношении 2 элемента - новой архитектуры управления и самоуправления идеальной моделью новой системы управления можно назвать ролевую модель клерков живых организмом способных оперативно, эффективно и гибко реагировать на любые изменения внутренней и внешней среды.

Элементарные частицы организма успешно взаимодействуют, складываясь в атомы, те в свою очередь в молекулы, они же в кристаллы веществ (белки) и каждая единицы всего этого является как целым и одновременно частью целого. Все эти единицы (клетки, органы, системы органов) обладают самостоятельной способностью восприятие сигналов от внешней среды, их обработки и оперативное формирования ответов на неё.

С учетом новых информационно-коммуникационных технологий на место неповоротливо бюрократизированным системам должны прийти совершенно новые. Именно им благоволит эволюция так как такие процессы более эффективны в природе и соответствуют гармоничному и естественному порядку, реагирующему на реальные напряжения.

Эффективностью и красотой нейрокиберкратии можно назвать уход от "тупых сатрапий" с лозунгом "я начальник, ты дурак" и переход до множества автономных целых состоящих из взаимосвязанных и взаимозависимых элементов между собой, которые в свою очередь вместе также являются автономными целыми по отношению к ещё более крупным автономным образованиям.

Только при современных уровнях технологий возможно копировать управления по типу человеческого организма, поэтому вторая часть слова нейрокиберкратии - говорит нам о создании по сути особой операционной системы которая будет сосредоточена в первую очередь на таких аспектах как новые общие ценности.

-------

  • Стратегии управления

В отношении 3 элемента - стратегий, нейрокиберкратия будет делать ставку на стратегию чуда. Отметим, что есть стратегия "риска" и есть стратегия "чуда" и они тотально отличаются друг от друга. Для "чуда" главное играют высшие психологические контуры, воля к победе, идея, мобильность, спонтанность и целостность.

Не вступая в прямое противоречие с большинством тенденций, она подводит под управление принципиально другую основу.

И так с одной стороны нейрокиберкратия будет действовать как единое интегрированное целое с собственным образом-будущего, в котором все люди-клетки по мере сил будут поддерживать, друг друга руководя своим элементом системы, с другой стороны этот новый биоорганизм будет уважать определенную независимость всех элементов системы нации-корпорации.

Более чувствителен и восприимчив к любым внешним напряжением этот биорганизм управления будет обладать способностью более оперативно реагировать на них. Он будет постоянно эволюционировать в своем функционировании на основании сигналов от все множества сенсоров.

На возрастающую сложность современного мира, экономическую и экологическую нестабильность и требования обществом социальной ответственности, нейрокиберкратическая система управления даст ответ в виде большей воспримчивости, прозрачности, взаимосвязанности и сокращения временных рамок решения проблем и напряжений.

Разделение пространств в управлении

Если и развивать принцип разделения властей (который опять же даже в самых развитых странах демократического толка условен), то в самую первую очередь это должен быть принцип максимального разделение центральной власти и власти местного самоуправления (это идея родилась и реализовалась ещё в эпоху Ивана Грозного и во многом благодаря этой реформы мы видели общественно-освободительное движение от посадов, городов и сел освободивших страну от смутного времени).

На каждом из этих 2 больших уровней должно действовать также здоровое разграничение областей:

  • Личное пространство индивида (включающие индивидуальность, ценности, увлечения, таланты, амбиции)
  • Пространство племени группы (взаимодействие, общие ценности, культуру, осмысление, язык)
  • Пространстве роли индивида (действие в рамках своей роли и в ее интересах, чтобы реализовать ее цель и обязанности)
  • Организационное пространство группы (результат взаимодействия ролей и управления этими ролями ради достижения организационной цели.)

То есть в какой-то степени это схоже с модной ныне холократией и социократией, но не тождественно им и действует только на уровне функционирования всей страны или местного самоуправления.

Благодаря четкой дифференциации четырех пространств и установлению между ними соответствующих границ. все пространствам сосуществовать на равных, и на смену неосознанному слиянию и размытым границам приходит крепкий союз разных, но интегрированных аспектов.

Когда мы получаем возможность вместе действовать в интересах другой сущности (нации-корпорации) и ее целей в свободном пространстве, где мы не обязаны соответствовать эмоциональным ожиданиям друг друга, только если сознательно этого не пожелаем, это в конечном итоге создает более конкурентоспособную среду внутри и снаружи по сравнению с другими странами и создает большую глубину, искренность и эмпатию между индивидуумами нежели в альтернативной бюрократически-сконструированной реальности.

Ранее близкое к этому было возможным лишь примерно создать и лишь в странах с удачным географически-природными факторами, как правило близ открытого моря что способствовало торгово-морским отношениям и путешествиям, сейчас же это возможно и на уровне гигантских континентальных стран и с суровевшем климатом, как в России.

Нация-корпорация должна оптимально функционировать (её управленческий процесс) независимо от того, как люди решают выстроить взаимоотношения на личностном уровне.

В нейрокиберкратии не допускают человеческие ценности в организационное пространство, но ровно также не допускают организацию в виде нации-корпорации как страны в пространство человеческих ценностей. Создается определенный баланс между эффективностью функционирования страны и определенных свобод граждан (без навязывания своих личных ценностей ради большей эффективности). Британская империя и США в определенной степени являлись примерами государств, где мощный военно-политический потенциал был одновременно завязан на мощном потенциале гражданских и политических прав и свобод. Уже на новом уровне, эффективное соблюдение прописанных прав и свобод в кругу нации-корпорации в определенных областях не будет мешать и даже наоборот будет способствовать управлению и достижению нацпроектов.

Власть в нейрокиберкратии по конкретным проектам должна функционировать в рамках набора правил, распределяющих ответственность таким образом чтобы люди являлись лидерами в рамках своих ролей.

Двигателем управления станет интегративный управленческий процесс, который позволит скоординировать решения на неясные вопросы или эволюционировать полномочия или ожидания для большего развития.

Если на уровне нервной системы соседние клетки-управленцы знают кто за что отвечает, знают, чего от кого ожидать (и чего ожидают от вас) и есть работающий двигатель на уровне группы с проложенным курсом (и при этом все эти управленческие люди-клетки все же имеют необходимую автономность для того чтобы делать все возможное для исполнение своих ролей, в том числе без требований получать всеобщее одобрение или добиваться консенсуса), то рассасываются множество бюрократических проволочек, снижаются эгоизм, интриги и разочарование, посягательство иных коллективных интересов, работа-движение (процесс) начинает происходить на автомате как дыхание организма.

При наличии автономности индивидуумы в такой процессе начинают служить нации-корпорации по собственному выбору, с большим уважением к ней и самоуважением к себе и с возможностью применять свои таланты и способности в управленческом функционировании и развитии её жизнеобеспечения.

В свою очередь люди-клетки-роли группируются вокруг органов нации-корпорации которые в свою очередь группируются вокруг центральной нервной системы нации-корпорации и её разума-сущности.

Органы нации-корпорации также обладают определенной автономностью и полномочиями, при этом координирует и интегрирует деятельность входящих в него клеток-ролей.

При всем этом способ формирования структуры организации и управления на пути национальных целей и нацпроектов должен оставаться в виде динамического равновесия с многозвенной обратной связью и развитыми социальными лифтами современных технологий. Эволюция и эффективность, в том числе эволюция достижения национальных целей и оптимального блага для нации-корпорации есть процесс неостановимый, но она успешно функционирует в публичной сфере только когда есть конкуренция что дает стимулы для постоянного совершенствования и адаптации.

Динамика и конкуренция основана на реальности - и понимании того, что в сложных социальных системах публичного характера нет и не может быть чего-то конечного.

Выявления и обработка напряжений

В нейрокиберкратии мы переходим от иерархии людей управляющих людьми, к ролям и функциям клеток и органов единой нации-корпорации управляемой единой нервной системой с наднациональной идеей-сознанием.

Как на уровне целых министров, так и на уровне местного самоуправления формирование новых и уточнение, прояснение, реорганизацию старых ролей-клеток возможно на основе возникающих точек напряжения. Точки напряжения и их проработка динамически заменяют собой старый дискурс проблем и решений.

Точки напряжение здесь это воспринимаемое несоответствие между действительностью и её потенциалом. Она указывает на возможность совершенствования и приближение текущей ситуации к другому вероятному состоянию. Они в какой-то степени указывают путь.

Допустимо чтобы для более обработки напряжений органы разных уровней проводили управленческие и тактические собрания, назовем их условно "курултаями" заимствованное криптонцами из военной демократии "Великой Степи" (в том числе и удаленно) для более успешного осуществления своей цели.

  • Управленческий "курултай"/ собрание - корректирует структуру органа на основании нового опыта и информации полученных в ходе повседневной работы.
  • Тактический "курултай" / собрание - своеобразное дискуссионное поле решающей вопросы текущей деятельности, определяются порядок урегулирование проблем, которые препятствуют успешной деятельности органа, и координируются команды. Они координируют клетки в понимании проектов и предстоящих действий.

Вполне возможно, что для удобства осуществления и фиксации таких собраний в них возможны 2 выборные роли это секретарь и упроститель.

Для взаимодействий с подразделами органов возможно ввести роли линков.

  • Внутренний окольничий назначается главном органом и представляет его интересы в подорганах. Он обладает функцией и информация е для соотнесения деятельности подоргана с целью, стратегией, потребностями более широкого контекста.
  • Внешний окольничий избирается участниками подоргана и представляет интересы подоргана в главном органе. Помогает созидательной обстановки главного органа для деятельности подоргана передавая ключевые идеи в управленческую и операционную деятельность главного органа. Поддерживает автономность и самостоятельность подоргана при этом переносит обратную связь от непосредственных исполнителей в более широкий контекст.

Подобно органам или кораблям с сенсорами они через свои сонары и радары воспринимают информацию об окружающем мире и выполняют различные функции.

Так как каждая роль-клетка это часть некого большего органа составляющей с ним единое целое, при закрепленной определенной автономности и полномочиях, с реальной ответственностью, роль-клетка в то же время не может действовать во вред системе пытаясь её разрушить, так как в этом случае превращается в раковую опухоль которую следует устранить в организме.

Когда система закрутится и перейдет в привычку став динамичным процессом, люди после успешной практики и национальных успехов научаться доверять процессу, а также своей способности его использовать, не полагаясь на кого-то ещё. Посредством управленческого процесса будет проистекать и верховенство закона, пирамидальная вертикаль власти смениться жизнеспособным и развитым процессом власти нации-корпорации, обеспечивающей единство и координации повседневной сложной деятельности.

На уровне судьбоносных решений и ожиданий это позволит избежать закостенелости, наподобие КПСС или современного партийного и госаппарата РФ и негативного опыта конъектурных личных взаимоотношений, но в то же время избежит и анархии 90-х.

Задав эту новую операционную систему как модель для быстро меняющегося пространства управления получим сочетания динамики и стабильности в деле выявления формирования решения проблем.

Протоколы управленческого процесса

Учитывая современные информационно-коммуникационные технологии вполне осуществимо, реализация отдельной сети в которой будет прописан ДНК-код управленческих органов разных уровней и общей системы нации-корпорации.

Протоколы ДНК-управленческого процесса должны достаточно скрупулёзно вестись в автоматическом варианте, к ним должен иметь простой доступ для всех служащих-клеток. Они показывают общую структуру организации, её динамики, полномочия и обязанности ролей и органов нации-корпорации, так как будто все эти служащие служат на гигантском военно-космическом звездолете.

Хорошо бы в публичной службе нации-корпорации указывать три компонента каждого из ролевых служащих тотально реформировав всю систему государственной службы (уже публичной службы нации-корпорации):

  • · Цель (зачем эта роль и какому результату должна стремиться)
  • · Обязанности (вид деятельности и долгосрочная задача на что роль уполномочена осуществлять/управлять в интересах нации-корпорации). Обязанности в публичной службе ролевого служащего это процесс, а не конечные показатели.
  • · Домены (владения, которые она может контролировать от лица всей нации-корпорации или меньших подразделов, а также куда не может вмешиваться)

Каждая клетка-служащий при определенной автономности и связанности вместе с тем с общей идеей-целью, должен обладать хорошей системой самоорганизации и осознанно выбирать из множества вариантов наилучшее действия для каждого момента. Среди функций публичных клеток нации-корпорации можно выделить:

  • Неосознанное сканирование и обработка напряжений касающиеся цели и обязательств роли посредством доступных ему каналов.
  • Обработка принятых проектов и шаговых действий в той части в которой они связаны с конкретной ролью.
  • Осознанный и непрерывный отбор лучших пошаговых действий/мероприятий, на которые необходимо направить внимание и ресурсы
  • Фиксация проектов и шаговых действий в базе данных, прозрачность их для координации команды его звена

В ряде случаев в протоколах должны быть прописаны и ситуации превышающих личные полномочия (личной инициативы):

· Нет времени запрашивать разрешение которые в обычных обстоятельствах требуется получить от исполнителя другой роли

· Действие урегулирует больше напряжения для организации чем может создать бездействие

· Действия не расходует ресурсы или активы организации в большем объеме чем позволяют полномочия.

Разумеется, такая роль должна в дальнейшем объяснить свой поступок в рамках своего органа, если это заранее возможно проинформировать для этого другие роли и органы, на которые может повлиять решение. По запросу выполнить восстановительные действия для урегулирования напряжения вызванное личной инициативой.

Автоматизм в ряде моментов управленческого процесса

В природе и человеческом организме как части этого мира все устроенно очень эффективно и гармонично. Так лейкоциты обнаружив заболевание в организме должны не отправляют информацию мозг и ждать пока вы разрешите им запустить производство антител - они делают это на автомате в соответствии с заданной им ДНК-кодом функцией. Надпочечники не дожидаются пока вы разрешите выделить адреналин для опасности в случае бегства или сопротивления, они также делают это автоматически. То же возможно и в ряде сфер нации-корпорации.

В ряде сфер допустима и полная автоматизация без участия служащих вообще, где власть файла и интернета заменит множество бюрократических процедур, заодно отменив и сохраняющиеся пережитки системы кормлений существующих в силу этих запутанных процедур.

Принятие проектов и шаговые действия на уровне министерств, служб и региональных ведомств

Было бы отлично использовать четкие образы для каждых из звеньев управления, где понятно было бы обозначено что конкретное звено в системе управления нации-корпорации хочет добиться и к каким результатам это приведет.

Акцент/дискурс в выполнение проектов должен происходить не на самих проектах, а на основе выполнения действий, связанных с ним. Если предприняты достаточно количество правильных действий, то складывается ситуация, соответствующая изначальному представлению о желаемом результате.

При постановке/провозглашении проекта в независимости от уровня управления фиксировать принятие проекта уже в завершенном времени (примеры):

  • Вместо запустить корабль/завод/фабрику, - указать создан новый корабль/завод/фабрика
  • Вместо обучить специалистов - специалисты обучены (и т. д.)

Такие утверждения вначале являются ложными, но при завершении проекта становятся истинными что позволяют совершить:

  • Переход между настоящим и будущем
  • Покажет соратникам что проект можно считать выполненным

Постепенно служащие должны научится доверять процессу и его способности его использовать, осуществляя свои функции, при этом двигаться в едином заданном потоке центральной нервной системе, сознанием и велением духа ведущем к славному будущему.

Соотношение нейрокиберкратии с третьей силой

Государственная гражданская служба Российской Федерации к 20-ых годам XXI века регулируется указом Президента РФ от 1 февраля 2005 года №113, а также федеральными законами № 79-ФЗ и № 58-ФЗ (2004 и 2003 годов). Деятельность военных и правоохранительных иерархий регулирется другими нормативными правовыми актами и в плане реформирование её в нейрокиберкатическом стиле требует особых специфик, поэтому здесь рассмотрим внедрение нейрокиберкратии в гражданской службе через взаимодействие с некой новым явлением, меняющим реальность управления.

Выделяют 4 основных элемента государственной гражданской службы - это руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты.

Единого портала госвакансий (в нашем варианте национально-корпоративных вакансий) как например в Китае в Российской Федерации так и не было создано. Был создан презентационный сайт госуслужбы в котором проскальзывает информации о президентском, федеральном и региональном резерве управленческих кадров.

В плане образования (главного или дополнительного) для более высоких должностей за времена существования нуворишной России были созданы:

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте России.
  • Президентская программа подготовки управленческих кадров (на базе сотни высших учебных заведений)
  • Различные фонды и агентства с пафосными названиями (Агентство стратегических инициатив, Российский фонд прямых инвестиций, Российская венчурная корпорация, Фонд развития интернет-инициатив)

В целом со времен Ельцина и до Путина никакие "президентские программы по подготовке кадров" ничего не поменяли кардинально. Если вся цель управления сводилась в отбирании самых прибыльных кусков бывшей общесоветской собственности и кормлению с них с них бросая все остальное на самотек в проигрыше оказывались все остальные граждане что проявилось в технологическом отставании страны в целом и социальном конфликте.

Сегодня в век постиндустриализма, где исчезает классические сферы деятельности как экономика, предпринимательство, политика, медиасфера как отдельное целое, а также существовавшие ранее инструменты решения проблем, стоит начинать с параллельного управления и развития.

Научно-технический-прогресс в линейной истории с успехом отодвигал от власти правящие социальные страты. То есть создавалась такая среда/атмосфера, при которой более примитивные структуры уже не могли существовать, хотели они того или нет. Следуя своим необычным и неожиданном путем в условиях нового времени, мы получим то чего хотим.