Развлечение или зависимость? Причины игромании

13.06.2017

Мир давно делится на два лагеря: одни любят компьютерные игры, а другие нет. Одни весело качают или покупают игрушки, а другие над ними посмеиваются и делают в это время свои «серьезные дела». Первых, как правило, больше. Вторые, чаще всего, старше.

Но есть еще один тип людей. Они не столько увлекаются играми, сколько живут ими. И, выбрав игру, так сживаются с ней, что реальный мир отступает на второй план, становясь досадной помехой игровым свершениям. Но чем так привлекательна жизнь по ту сторону монитора? Об этом сегодня и поговорим.

Жизнь за Нер’зула!

Как не открещиваются от этого факта циники и скептики, в жизни каждого человека есть цель. Кто-то ещё просто ее не нашел, а кто-то даже не подозревает о ее существовании. Но поиск цели — занятие трудное, долгое и не всегда благодарное. В реальном мире. В мире компьютерных игр цель не надо искать. Тебе ее дают, лично твою, очищенную от примесей и слегка рафинированную. Пара строчек в углу экрана делает всё происходящее осмысленным. Ты можешь убивать Рыцарей Света во славу Орды или строить ферму для выпаса овечек, суть не меняется. Есть цель и четко определена награда. «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит», — пел Владимир Высоцкий, этим так привлекателен игровой мир.

Теперь я могу видеть…. музыку!

Кто может в реальном мире ощутить себя богом? Летать, как птица или плавать, не испытывая проблем с дыханием? Реальный мир диктует свои условия, он ограничивает возможности людей, заставляет чувствовать себя ущербным, неприспособленным для такой среды обитания. Но мир на экране другой. Там можно все и даже больше. Единственное, что ограничивает игрока — это фантазия создателей игры, да и то лишь частично. И каждый новый уровень, каждое новое умение, полученное персонажем, даёт игроку ощущение собственного могущества и значимости. В реальном мире он — освобожденный от физкультуры троечник, зато по ту сторону экрана его имя с содроганием произносят даже великие воины. Противостоять такому соблазну может только самокритичный человек, обладающий по-настоящему сильной воле.

F5 — F9 — формула счастья

В игре всегда и все можно исправить. Персонажи будут снова и снова, с упорством шизофреников, повторять важные вопросы, пока не выберешь правильный ответ, а на любой перекресток всегда почти можно вернуться. И даже если персонаж сотворил что-то совсем уж жуткое, что испортит ему дальнейшую жизнь, всегда можно загрузить ранее сохранённую игру и сделать все иначе. Реальный мир ошибки прощает редко, и если уж где-то тебя ждут серьёзные неприятности, то волшебная клавиша F9 вряд ли сможет помочь, даже если таскать её в кармане. Это еще один плюс в пользу игр — вседозволенность. Любое действие в них можно переиграть, не потеряв ничего, кроме парочки нарисованных трофеев и немного времени. Чтобы справляться с проблемами в реальном мире сил и смелости нужно куда больше.

Храмы фальшивых богов

У всякого в жизни бывают моменты, когда оглядываясь назад, на свою жизнь, понимаешь что сделано, по сути, очень мало. Эта черта характерна и для слесарей, гнущих железо в мастерских и для мультимиллиардеров, одним движением отправляющих баснословные суммы на им одним известные цели. Наши достижения — вехи, по которым мы определяем, насколько удачной была жизнь и верен ли выбранный путь. Достижения в играх почти никак не связаны с личным выбором, большинство из них просто нельзя не взять в процессе, а прочие достигаются лишь многократным повторением какого-либо действия. И вот уже появился повод гордиться собой и хвастаться окружающим. Найти престижную работу, завести семью, вырастить ребенка ─ все это долго и сложно. Гораздо проще убить одного и того же дракона пару сотен раз в команде себе подобных и получить долгожданный прямоугольничек, увековечивающий подвиг. Именно им, этим своеобразным богам, и посвящена жизнь многих игроков.

Лучшее лекарство от игромании — раскрашивание серых будней в новые цвета, чтобы мир вне монитора стал не хуже чем тот, что внутри. Открой окно, выгляни на улицу, пройдись по ней и ты увидишь, что мир не так уж плох. А если уж решишься пойти дальше и задаться какой-нибудь целью, очень скоро убедишься, что великие достижения компьютерных персонажей меркнут перед «ачивками» реального мира.

Читай нас на The Hitcher!