Как я покорял величайший вулкан Европы

Вулкан Этна на Сицилии - высочайший действующий вулкан Европы. Его высота составляет 3345 метров и может меняться после извержений.

Предупреждаю, статья большая) Зато содержит множество подробностей для самостоятельного подъема на Этну.
Вершина Этны
Вершина Этны

Скажу сразу, до самой вершины мне подняться не удалось. Основной причиной этого стала нехватка времени. Но обо всем по порядку.

Чтобы поездка получилась максимально бюджетной, мне пришлось встать в 7 утра. Поскольку дешёвый автобус отходит из Катании к Этне раз в день в 8:15, а билет можно купить только непосредственно перед отправлением, то, кто первым встал, того и место в автобусе. Цена билета 6,60 евро в оба конца. Продается в офисе компании AST напротив ж/д вокзала Catania Centrale, автобус стартует оттуда же.

Начало подъема
Начало подъема

Автобус шёл больше полутора часов (включая совершенно необязательную получасовую остановку в городке Николози. Таким образом, к пункту Рифуджо Сапиенца (откуда начинается один из маршрутов) мы подъехали в 10:10. Я тут же начал подъем.

Надо сказать, что водитель назначил время сбора для обратной дороги на 15:00. Хотя обычно это 16:30. Причины этого я назову ниже, но это основная причина, по которой я не поднялся на вершину.
Потихоньку появляется снег
Потихоньку появляется снег

Рифуджо Сапиенца находится на высоте 1924 метра, канатная дорога отсюда довезет вас до высоты 2505 метров. Стоит это удольствие 35 евро. Или 65 евро, вместе с автобусом-вездеходом, который продаётся еще выше, и гидом.

Но канатная дорога - не мой выбор. Я должен был преодолеть испытание.

Снега становится больше
Снега становится больше

Первая часть подъема (ровно до верхней станции канатной дороги) - самая сложная. Дороги нет, склон крутой, камни осыпаются. Когда появляется мокрый снег, идти становится еще сложнее, ноги постоянно скользят.

Уже в самом начале подъема, я почувствовал, насколько невероятно тяжело он мне дается. Это было ударом для меня. Ноги вроде крепкие, дыхалка нормальная, горный опыт какой-никакой имеется. Но было очень тяжело.

Меня подбадривало то, что таких отбитых, как я, из нашего автобуса шло еще несколько человек. Причём большую часть подъема к верхней станции я шел первым. Небольшое негласное соревнование придавало мне сил)

Около верхней станции
Около верхней станции

Наконец я достиг пункта Монтаньола на высоте 2505 метров. Сюда привозит пассажиров канатная дорога, отсюда же они уезжают на автобусах-вездеходах выше. Есть кафе и сувенирная лавка.

Дорога до Монтаньолы заняла у меня 1 час 7 минут. За это время я поднялся на 581 метр. До вершины оставалось еще 800 метров, а времени чтобы подняться и спуститься - 3,5 часа.

Тут я буквально за 5 минут перекусил. В голову закралась мысль, что я не успею дойти до вершины - оставаться без обратного автобуса не хотелось. Я поставил себе цель попроще - дойти до кратера Барбагалло (высота около 2920 метров). И пошёл.

Дальнейший путь проходит по дороге, расчищенной для автобусов. Угол наклона меньше, чем раньше, но сама дорога очень извилистая, а потому длинная. Идти ненамного проще, чем до этого.

Постепенно снег и вулканический песок превращались в слякоть
Постепенно снег и вулканический песок превращались в слякоть

Вы не представляете, сколько раз мне хотелось бросить все, развернуться и пойти вниз. Но я каждый раз отбрасывал эти мысли прочь - некоторые факторы заставляли двигаться дальше.

Очереди на автобус вниз у кратера Барбагалло
Очереди на автобус вниз у кратера Барбагалло

И наконец я дошёл. До ровной площадки, где была остановка вездеходов. Это наивысшая точка, до которой могут доехать "туристы" за деньги.

Оставалось пройти буквально сотню шагов вверх, и я оказался на краю кратера и... ничего не увидел из-за тумана. Но тут произошло нечто, что иначе как чудом я назвать не могу.

Вершина Этны, пока еще в тумане
Вершина Этны, пока еще в тумане

Буквально на несколько минут облака полностью развеялись, выглянуло солнце и стало видно не только кратер Барбагалло, но и вершину Этны!

Все, бывшие в тот момент около кратера, невероятно обрадовались и начали фотографироваться с удвоенной частотой)

Пиво прихватил на станции канатки)
Пиво прихватил на станции канатки)

Повторюсь, это все длилось всего несколько минут и именно в то время, когда я был наверху) Вот без шуток, у меня слезы радости в глазах стояли!)

А вот во время обратной дороги началась жесть. Спустился такой туман, что было видно не дальше пары метров!

Причём, как выяснилось потом, он спустился аж до самой Рифуджо Сапиенца и даже ниже - до подножий Этны!

Спуск вниз
Спуск вниз

Влажность была такая, что я промок до нитки (второй день подряд!).

В итоге, с горем пополам, ориентируясь исключительно по гугл-картам (спасибо за их компас, а то бы я вообще не спустился в таком тумане!), я спустился вниз и начал искать автобус.

А внизу был настоящий Сайлент Хилл.

В итоге, хотя было заявлено об отправлении в 15:00, мы отъехали только в 16:30.

А все потому, что именно в этот день проходила велогонка Giro de Sicilia с финишем - вы не поверите где! - в Рифуджо Сапиенца! И наш водитель хотел посмотреть финиш!

Знал бы я, что у меня лишних полтора часа, я бы ползком успел добраться до вершины.

Где-то там финиш велогонки
Где-то там финиш велогонки

Эта досадная нелепость оставила у меня внутри неприятный осадок - я был всего в часе от подъема на вершину высочайшего вулкана Европы! И у меня этот час, как оказалось, был!

Но ничего, будет повод вернуться. В более теплое время, с более хорошим снаряжением и взятой напрокат машиной - чтобы не зависеть ни от каких долбанутых водителей автобусов ;)

Еще увидимся, Этна!
Еще увидимся, Этна!
Читайте и о других моих приключениях на Сицилии:
О том, как я вымок до нитки в Сиракузе
О том, как отменили мой поезд
О том, как я гулял по кладбищу (снова)