Амазонки: обворожительны и очень опасны

Отважные воительницы с берегов таинственной реки, несущей бурные воды за край познанного мира. Прирождённые лучницы, которым в детстве прижигали правую грудь, дабы ничто не мешало стрельбе. В этих постулатах древнегреческие историки, поэты и философы сходились.

Далее начиналась путаница. У Гомера амазонки - союзницы царя Приама, воюющие на колесницах с копьём и щитом, подобно знатнейшим эллинам. Плутарх, ссылаясь на ранне античный источник, писал об их набеге на северные колонии. Они пересекли Босфор и напали на Аттику . Самой «классической» историей о воинственных феминах является повесть о побеге полонянок, доблестно перебивших пленителей, неделями скитавшихся по волнам и в итоге оказавшихся неподалёку от греческих колоний .

После продолжительных конных и политических манёвров с сынами Пелопоннеса, они в конце концов согласились возлечь с местными юношами. Их совместное потомство заселило приднепровье, сохранив традицию отсылать мальчиков отцам и воспитывать девочек в духе ультражёсткого феминизма.
Есть даже такая экзотика, как упоминания о визите царицы «одногрудых» в полевой стан Александра Македонского. А поляницы из древнерусского эпоса сражаются с богатырями, уступают в долгой и жаркой схватке и становятся их жёнами.

Одна легенда краше другой . И все рознятся в деталях. Даже происхождение названия племени неясно. То ли это видоизменившееся индо- иранское « ха -мазан» (« сражающаяся »), то ли древне колхидское «Маза» («Луна»); прямая отсылка к культу богини Артемиды, охотницы и мужененавистницы. Или это «амазон»- калька с древнего словосочетания « без груди»?..

Многочисленные (косвенный признак достоверности) древние источники то «наряжают» их в греческие туники, то приписывают им железные доспехи и мощные «составные» луки, то вовсе делают неотличимыми от сарматов по традициям , обычаям и манере воевать.
Легенды , очищенные от художественных вымыслов, приводят учёных к истине. Никто не верил, что гомерова Троя существовала , пока вдохновлённый Илиадой Шлиман её не открыл, «посадив в лужу» маститых профессоров с академиками. Руководствуясь мифами...
Итак , вот что достоверно: греки сталкивались с боевитыми красавицами, которые (к удивлению сынов Эллады) вместо того , чтобы быть хранительницами домашнего очага, дерутся на равных с мужчинами, ездят верхом, стреляют как прирождённые воины степей- скифо- сарматы , и держатся особняком от лиц противоположного пола.

Если опираться на эти факты и прибавить к ним другие, на первый взгляд не связанные напрямую, всё встаёт на свои места. Вот что мы имеем в виду:
1. Однажды римляне столкнутся с нашествием орды тевтонов и кимвров, переселяющихся на запад. Одной из особенностей этих племён было участие женщин в бою. Те играли роль «заградительных отрядов», убивая соплеменников, посмевших струсить и отступить. К тому же , имея прямо за спиною сестёр , жён и матерей, которых убьют или угонят в рабство в случае поражения, бойцы дрались отчаянно. Они понимали: ставка в сражении- больше , чем их жизнь. Фактически род проигравшего тевтона гарантированно пресекался.
2. Лучники- скифы служили в полисах блюстителями порядка. Наёмной полицией. Некоторые специалисты утверждают, что они были рабами, но это вряд ли возможно : доверить жизнь горожан обозлённому вооружённому пленнику- немыслимый риск для любого правителя. Те прекрасно справлялись с поддержанием порядка, будучи этнически, культурно и ментально обособленной группой, не вовлечённой во внутри полисные дрязги. Автономность и неподкупность молчаливых степняков афинские власти ценили выше, чем умение метко поражать цель.

3. В середине прошлого столетия археологи нашли массу богатых захоронений сарматок, павших с оружием в руках и похороненных в пирамид о образных склепах, полагавшихся знати и наиболее отличившимся воителям кочевых тейпов танаисских степей.
Приведённые факты помогают нам лучше понять феномен легендарных лучниц. Перед нами - собирательный образ дев , бьющихся вместе с мужами в качествелёгких подвижных стрелковых соединений и призванных вести религиозно- идеологическую работу, вдохновляя на подвиги мужей и братьев.
Они не были народом как таковым. Это была социальная прослойка знатных женщин воинственных причерноморских кланов, у которых сохранились остатки матриархальных общественно- культовых отношений. Греков и поражало это равенство в бою. Им казалось, что в рамках одного общества не могут сосуществовать лидеры разного пола . И потому они пришли к единственно верному с их точки зрения выводу: селения грабил и жёг неведомый милитаризированный матриархат с окраин Ойкумены. Ну а далее последовала романтизация, стерео типизация и художественный флёр склонных к приукрашиванию жителей Аттики, наделивших наших героинь множеством недостоверных деталей быта и нравов.

Лихие всадницы Причерноморья канули в Лету ещё до наступления новой эры. Но летописания ещё не раз подарят нам сюжеты о прекрасных и могущественных воительницах, сокрушающих города и страны. Царица Тамирис

на голову разобьёт великого Кира, основателя Персидской империи. Жанна Орлеанская спасёт дотоле безнадёжное французское сопротивление,

остановит английское наступление и встанет у истоков нынешней французской государственности. Первые в истории медсёстры по зову сердца покинут отчие дома, поменяют бальные платья на медицинский передник, а бриллиантовые подвески- на окровавленные бинты. Они уйдут спасать раненых солдат в осаждённом Севастополе. Там , среди крови и стонов, русские дворянки впервые явят человечеству мужество сестёр милосердия, под пулями и ядрами спасая искалеченных защитников Отечества.

Повесть об амазонках не оборвалась с гибелью последней степной всадницы. Они по сей день - среди нас.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал , ставьте "палец вверх". Спасибо!